Муфтий Петербурга уволен в связи с судебными тяжбами и утратой доверия

imageyyrefxvmsРавиль Панчеев, возглавлявший Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, отстранен от своей должности.

Такое решение принял глава Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин "на основании потери Панчеевым Равилем Джафяровичем морально-нравственного права занимать духовную должность в связи с судебными тяжбами и притеснениями своей матери", говорится в указе Т.Таджуддина, которое приводит в пятницу пресс-служба Совета муфтиев России.

В пресс-службе муфтията напомнили, что ранее СМИ сообщали о судебных исках, поданных матерью Р.Панчеева Зейтюни Панчеевой в адрес своего сына, в которых последний обвинен в злоупотреблении полномочиями и нарушении закона.

Подробнее: Муфтий Петербурга уволен в связи с судебными тяжбами и утратой доверия

"НГ-РЕЛИГИИ": "Мигранты переводят ислам на русский. Выходцы из Центральной Азии замещают татар в мечетях Урала"

5f2801b8Проповеди на пятничных намазах в мечетях городов Свердловской области и других регионах Уральского федерального округа уже мало где произносят на татарском языке - языке коренного мусульманского населения.

Переход на русский язык мусульманской проповеди, ставший для Урала уже повсеместным явлением, за исключением только сельской местности с компактно проживающим там татаро-башкирским населением, вызван не только тем, что городские татары и башкиры не владеют в совершенстве своим национальным языком, но еще и тем, что они просто перестали ходить в мечети. Общее впечатление, которое появляется при посещении культовых исламских учреждений Урала: происходит процесс смены этнического состава мечетей, когда на смену татарам приходят мигранты из Центральной Азии. Причины этого не только в том, что татары в городах более светские по своему мировоззрению, а мигранты более набожные, но и потому, что многие татары испытывают дискомфорт от присутствия мигрантов в мечетях, о которых порой высказываются весьма нетолерантно, считая, что мигранты "заполонили" их "татарские" мечети.

Однако подобное суждение не совсем справедливо, поскольку порой приезжие из Центральной Азии и Северного Кавказа сами выступают инициаторами строительства мечетей и молельных комнат (мусалля). Например, в городе Камышлов на востоке Свердловской области один из жилых коттеджей переделали в мечеть. Имамом служит Даврон Садиков, в прошлом торговец на местном рынке. При посещении этой мечети словно попадаешь в таджикский культурный центр: стены украшены вывесками и плакатами на таджикском языке, да и контингент прихожан состоит преимущественно из таджиков. Если татары смотрят на мечеть не только как на место молитвы, но и считают, что она должна выполнять и этнокультурные функции, то в случае с таджикскими мечетями получается точно так же: они становятся центрами сохранения таджикской культуры.

Подробнее: "НГ-РЕЛИГИИ": "Мигранты переводят ислам на русский. Выходцы из Центральной Азии замещают татар в...

Каждый второй россиянин - за сближение России с исламским миром

Levada LO887GOПоловина жителей России (50%) высказалась в пользу сближения с мусульманским миром, сообщили "Интерфаксу" в "Левада-центре".

Более половины респондентов (54%) указали на необходимость укрепления связей со странами Запада. В то же время по 31% респондентов считают, что России следует дистанцироваться и от Запада, и от исламских стран, показал опрос, проведенный 22-25 января в 137 населенных пунктах 48 регионов страны.

Сравнивая Россию с другими странами, 36% респондентов выразили мнение, что она находится на одном уровне с мировыми державами, и этот показатель вырос на девять процентов в сравнении с аналогичным опросом в январе 2015 года (27%).

Менее всего россияне симпатизируют США: лишь 23% сказали о положительном отношении к этой стране, две трети (65%) относятся к ней негативно.

"НГ-РЕЛИГИИ": "Появится ли муфтий всех татар? Размен юрисдикций Таджуддином и Самигуллиным может оказаться взаимовыгодным"

lGOLV77oF30"Камиль Самигуллин назначен верховным муфтием, и этот указ утвержден пленумом ЦДУМ (Центрального духовного управления мусульман. - "НГР") России", - заявил 24 декабря 2015 года Талгат Таджуддин, ранее сам носивший звание, которое он уступил председателю Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ). "Пока что это одностороннее предложение Талгата, которое нуждается в обсуждении, - сказал по этому поводу Самигуллин. - Не согласовав с руководством своей республики, со своими мухтасибами, мне трудно что-то ответить". Заметим все же, что муфтий Татарстана не сказал "нет" в ответ на столь странную инициативу, как производство его в духовные лидеры другого муфтията, причем заставшее его самого врасплох.

Потенциал ДУМ РТ и ЦДУМ, хотя первое является региональным муфтиятом, а второе федеральным, выглядит сравнимым. Еще в 2013 году, по официальной информации, число мечетей в Татарстане преодолело планку в полторы тысячи (больше мусульманских культовых зданий из российских регионов лишь в Дагестане). О количестве мечетей под руководством Таджуддина на сайте его муфтията сказано уклончиво: "На сегодняшний день ЦДУМ России объединяет более 2500 общин". Но далеко не каждая община имеет свое культовое здание. На сайте регионального муфтията ЦДУМ в Челябинской области говорится откровеннее: "В настоящее время ЦДУМ России объединяет более 2500 общин, более 1500 мечетей".

Зачем в таком случае Самигуллину обдумывать, стоит ли ему становиться подчиненным Таджуддина и почему последний мог на это рассчитывать? Понять это позволяет изучение некоторых нюансов.

Свое предложение Таджуддин обнародовал, выступая в Белой мечети в городе Болгар. Религиозный комплекс в традициях ближневосточной архитектуры возведен здесь в последние годы, символизируя при этом преемственность Татарстана располагавшейся в этом месте столице Волжско-Камской Булгарии, князь которой принял со своим народом ислам в 922 году. Болгар претендует на статус исторического центра татарского ислама.

Но возникла одна трудность. Число исламских духовных деятелей в Татарстане давно не поспевает за количеством строящихся мечетей. "Когда мы пришли, мы провели анализ по республике и обнаружили, что из полутора тысяч мечетей в 150 нет имамов, - сообщил журналистам в апреле 2014 года Самигуллин, рассказывая о первом годе своего пребывания на посту главы ДУМ РТ. - Это огромная цифра! И в процессе слаженной работы нашей команды за год число пустых мечетей сократилось до 80". В январе 2015 года он упомянул, что "сейчас мы эту цифру опустили до 60". Трудно обеспечить огромный религиозный комплекс в Болгаре достаточным штатом служителей. Положение становится неудобным еще и оттого, что, по официальным данным, среди постоянных жителей города татар 12,9%, а русских - 83,4%.

Подробнее: "НГ-РЕЛИГИИ": "Появится ли муфтий всех татар? Размен юрисдикций Таджуддином и Самигуллиным может...

Крымские селяне на свои деньги возвели 20-метровый минарет

logot13Минарет высотой 20 метров появился в мечети села Льговское Кировского района Крыма, деньги на него собирали всем селом.

Позже к сборам подключились и жители соседних населенных пунктов. При завершении строительства деньгами помог и крымский муфтият, сообщила в среду его пресс-служба.

По словам имама местной мечети Усеина Алиева, верующие без минарета не слышали призывов на молитву и пропускали время коллективного намаза.

Двухэтажное здание под мечеть мусульманская община получила в 2009 году. В селе Льговское проживают 1,6 тыс. человек.