Муфтий Р. Гайнутдин просит обеспечить безопасность муфтия Северной Осетии

PR20100909154925Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обеспокоен информацией об угрозах в адрес муфтия Северной Осетии Хаджимурата Гацалова.

"Мы обращаемся к главе Республики Северная Осетия - Алания Тамерлану Агузарову, главному прокурору республики Владимиру Векшину и другим ответственным лицам отнестись к обнародованной информации со всей ответственностью, принять все возможные меры для физической защиты мусульманского духовенства Северной Осетии и всех верующих мусульман", - говорится в заявлении Р.Гайнутдина, опубликованном в среду на сайте Совета муфтиев.

Муфтий призвал также общественность и власть республики "отвергнуть любые провокации, нацеленные на раскол и дестабилизацию по религиозному признаку".

Р.Гайнутдин назвал Х.Гацалова авторитетным религиозным деятелям в масштабах всего Северного Кавказа и указал на то, что по сей день остаются нераскрытыми убийства двух заместителей муфтия Северной Осетии (Ибрагима Дударова в 2012 году и Расула Гамзатова в 2014 году), "что само по себе вызывает высокую степень обеспокоенности".

"Мусульманская община Северной Осетии - самая стабильная в регионе. Муфтий Гацалов известен своей патриотической позицией. Он активно выступал в защиту населения Южной Осетии и Донбасса, когда они столкнулись с враждебными против себя действиями. ДУМ Осетии приняло фетву, разъясняющую антиисламский характер ДАИШ (арабская аббревиатура ИГИЛ - "ИФ") и помощи этой организации в любой форме", - сказано в заявлении.

Крымские власти и мусульмане считают марионеточным создаваемый в Киеве муфтият Крыма

630 360 1443684400 5750Муфтият Крыма с главным офисом в Киеве, о создании которого объявил экс-лидер меджлиса крымских татар Мустафа Джемилев, станет марионеточной структурой и вызовет негативную реакцию у мусульман, заявил "Интерфаксу" глава Госкомнаца Крыма Заур Смирнов.

"Такие намерения говорят о том, что и Джемилев, и Чубаров (нынешний руководитель меджлиса - "ИФ") окончательно потеряли влияние в Крыму - не только внутри самого меджлиса, его бывших сторонников, но и окончательно подписались под тем, что потеряли влияние в народе, в частности, в муфтияте", - сказал З.Смирнов.

По его мнению, Киевский муфтият Крыма будет инструментом для манипуляции. "Им нужен меджлис как атрибут на Украине, им нужен карманный муфтият, им нужны, возможно, будут еще какие-то дополнительные структуры, которые будут жить на гранты. Таким образом, они формируют свою систему манипуляции международным общественным мнением, в том числе среди политиков и экспертов", - сказал З.Смирнов.

Он подчеркнул, что муфтий Крыма Эмирали Аблаев пользуется большим авторитетом у мусульман региона и за рубежом, поэтому появление крымского муфтията на Украине вызовет негативную реакцию как на полуострове, так и у международных исламских организаций.

"При Украине была излюбленная мера - дробление мусульман Крыма, создание параллельных структур, сегодня оно (в Крыму - "ИФ") полностью отвергнуто", - заявил собеседник агентства.

В свою очередь заммуфтия Крыма Айдер Исмаилов сказал "Интерфаксу", что инициатива М.Джемилева является "пустыми словами, которые не стоят столь пристального внимания и серьезных комментариев", а также "очередным одиозным заявлением в духе политического сюрреализма".

"Как может быть "Крымский муфтият" в Киеве? А почему не в Стамбуле, Нью-Йорке или в Лондоне? Крымско-татарский народ проживает в Крыму, у себя на родине, крымский муфтият вместе с мусульманами Крыма был, есть и будет всегда", - заявил А.Исмаилов.

В Крыму живут 1,9 млн. человек, из них более 300 тыс. - мусульмане.

Заместитель председателя ОВЦС встретился с представителем руководства Организации исламской культуры и связей Ирана

logot6729 декабря 2015 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча заместителя председателя ОВЦС архимандрита Филарета (Булекова) с заместителем председателя Организации по культуре и исламским связям Ирана (ОИКС) по науке и образованию Кахраманом Сулеймани.

Во встрече также приняли участие глава Культурного представительства при Посольстве Ирана в России д-р Реза Малеки, переводчик И. Идрисов. Со стороны Московского Патриархата участвовали заведующий Сектором межрелигиозных контактов ОВЦС священник Димитрий Сафонов и сотрудник Сектора И.Д. Кашицын.

Архимандрит Филарет тепло приветствовал гостей и отметил особую актуальность межрелигиозного диалога в нынешних условиях, когда столь велика угроза экстремизма под религиозными лозунгами. К. Сулеймани высоко оценил уровень взаимоотношений между верующими традиционных религий в России, а также роль Русской Православной Церкви в выстраивании этих отношений.

Основной темой встречи была подготовка юбилейного, X заседания совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам», которое намечено провести в 2016 году в Москве. Стороны согласовали тематику заседания — оно будет посвящено различным аспектам межрелигиозного сотрудничества для достижения прочного и справедливого мира. Планируется обсудить религиозное восприятие идеи справедливого мира, судьбу религиозных меньшинств и вопросы сохранения культурных памятников в регионе Ближнего Востока, возможности академического сотрудничества.

***

Начало работе совместной комиссии по диалогу положили посетивший Иран 4-8 сентября 1995 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) и председатель Организации исламской культуры и связей Ирана аятолла Мухамед Али Тасхири.

С 20 по 25 декабря 1997 года в Тегеране проходила первая встреча комиссии. С обеих сторон были представлены доклады по вопросам миссии и прозелитизма, войны и мира, взаимоотношений религии, государства и общества.

Второе заседание состоялось в Москве 4-7 мая 1999 года под руководством митрополита Кирилла и председателя ОИКС аятоллы Тасхири. Тема этого заседания — «Мир и справедливость» — была рассмотрена в богословском, религиозно-общественном и международном аспектах.

24-25 января 2001 года в столице Ирана состоялось третье заседание совместной российско-иранской комиссии по теме «Роль межрелигиозного диалога в международных отношениях». Участники диалога подчеркнули важность духовно-нравственного возрождения личности для преодоления кризисов, признав одной из основных задач диалога содействие такому возрождению.

26-27 апреля 2004 года в Москве прошло четвертое заседание комиссии. Участники обсудили тему «Отношение двух великих религий к вопросам глобализации с позиций религиозной нравственности, культуры и религиозных убеждений».

Пятое заседание, посвященное теме «Эсхатология и ее влияние на современную жизнь», было проведено 28 февраля-4 марта 2006 года в Тегеране. Члены обеих делегаций также осудили случаи оскорбления чувств верующих в разных странах.

16-17 июля 2008 года члены комиссии собрались в Москве на шестое заседание. Тема обсуждения — «Учение о Боге и человеке в Православии и Исламе».

6-9 октября 2010 года в Тегеране прошло седьмое заседании комиссии, посвященное теме «Роль религии в жизни человека и общества». Иранской стороне был представлен перевод на фарси «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

На восьмом заседании Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» 26-27 июня 2012 года была рассмотрена тема «Религия и права человека». Участники заседания сошлись во мнении, что секулярное понимание достоинства и свободы человека требует реакции и критической оценки со стороны религиозных общин — как православно-христианской, так и исламской.

25-26 августа 2014 года в Тегеране состоялась девятая встреча комиссии по теме «Важность и укрепление сотрудничества и взаимопонимания между Исламом и Православием». Основными вопросами заседания стали: религиозный экстремизм и пути противодействия ему, почитание мучеников в исламе и христианстве, подведение итогов восьми предыдущих раундов диалога. В ходе пребывания в Иране церковная делегация посетила ведущие богословские учебные заведения города Кум, где стороны поделились опытом духовного образования в России и Иране.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": "Муфтию Татарстана пригрозили карьерным ростом. Талгат Таджутдин предложил Камилю Самигуллину стать наставником всех российских мусульман"

news UE5dId8jI5Глава Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Талгат Таджутдин предложил муфтию Татарстана Камилю Самигуллину принять звание верховного муфтия вместо себя. Неожиданное в первую очередь для самого Самигуллина заявление прозвучало в среду на праздновании дня рождения пророка Мухаммеда в Белой мечети в священном для татарских мусульман городе Булгар. Таджутдин сослался на возраст ("мне пошел 68-й год") и обилие дел, а с татарстанским муфтиятом, как он сказал, у ЦДУМ "доброе сотрудничество".

"Поэтому, - продолжил пока еще действующий верховный муфтий России, - мы предложили, а Шура (имеется в виду совет муфтиев ЦДУМ. - "НГ") утвердила, посоветовались мы и с самим Камиль хазратом". Насчет "посоветовались" Талгат Таджутдин, конечно, слегка преувеличил, потому что уже на следующий день после мусульманского праздника в интервью казанскому изданию "Реальное время" Камиль Самигуллин опротестовал свое назначение. "Предложение Талгата хазрата нуждается в обсуждении... не согласовав с руководством своей республики, со своими мухтасибами (заместителями. - "НГ"), мне трудно что-то ответить", - заявил татарстанский муфтий.

Протесты Камиля Самигуллина понятны и оправданны с точки зрения аппаратной политики Казанского кремля. Вливание - а речь идет именно о возвращении Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана в состав ЦДУМ, частью которого он когда-то был, - означало бы потерю самостоятельности татарстанского муфтията (тем более что центральный муфтият - это всего 1200 мечетей против 1500, находящихся под контролем ДУМ РТ, и возможное слияние управлений практически означало бы поглощение более мелкого муфтията более крупным). Не случайно ранее все попытки подчинить ДУМ РТ Центральному духовному управлению мусульман республиканские власти беспощадно отбивали.

Считается, что последняя такая попытка была предпринята в 2009 году, когда зашла речь об объединении Совета муфтиев России (глава Равиль Гайнутдин), ДУМ РТ и Центрального духовного управления мусульман под руководством Таджутдина. А летом 2012 года все в том же Булгаре Талгат Таджутдин предлагал место главы ЦДУМ первому президенту Татарстана, а ныне госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву. "Мы вручаем Минтимеру Шаймиеву эту саблю (верховный муфтий вручил Шаймиеву свою саблю. - "НГ") и от всего президиума ДУМа обращаемся к нему с предложением стать председателем Духовного управления мусульман". Присутствующие рассмеялись, услышав это, но Талгат Таджутдин, не меняя самого серьезного выражения лица, добавил: "У вас есть три месяца на раздумье".

Подробнее: "НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": "Муфтию Татарстана пригрозили карьерным ростом. Талгат Таджутдин предложил...

В Совете муфтиев России обвиняют Верховного муфтия Таджуддина в привнесении смуты в среду мусульман

b2b15d1f4c96af166539fa854ff86842 450xСовет муфтиев России выступил с критикой в адрес главы Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгата Таджуддина.

"Мы призываем шейха Талгата Таджуддина не сеять смуту среди мусульман и, не имея на то полномочий, не раздавать звания и должности, нарушая законы Российской Федерации и уставы духовных управлений мусульман", - говорится в обращении аппарата Совета муфтиев, опубликованном на его сайте в пятницу.

Как сказано в документе, ранее Т.Таджуддин обратился к главе СМР муфтию Равилю Гайнутдину с просьбой принять все региональные духовные управления мусульман в юрисдикции ЦДУМ в состав Совета муфтиев.

22 декабря на пленуме ЦДУМ Т.Таджуддин заявил о решении сложить с себя полномочия верховного муфтия ЦДУМ в пользу главы мусульман Татарстана Камиля Самигуллина, председателя ЦДУМ - в пользу своего сына Мухаммада Таджуддинова, а на пост главы Совета улемов ЦДУМ он предложил авторитетного богослова из Нижнего Новгорода Умара Идрисова. При этом Т.Таджуддин сообщил, что сохраняет за собой звание шейх-уль-ислама.