im 65 2 9 agesУ меня - как, наверное, у каждого раввина - чаще всего спрашивают совета по такому вопросу: как заставить человека работать с полной отдачей? Родителей интересует, что делать с детьми, чтобы те хорошо учились; супруги советуются, как убедить своего партнера лучше выполнять обязанности по дому; работодатели спрашивают, как заинтересовать работника, чтобы трудился, как говорится, не за страх, а за совесть...

Наши мудрецы уделяли этому вопросу много внимания. Почему у человека нередко не получается сделать хорошо то, что он должен сделать? Кто-то из нас полагает, что времени много, "всегда успеется" и в результате так ничего и не делает. Другой решает, что работа легкая, можно не напрягаться, в итоге ничего не выходит. Третий, наоборот, думает: о, это слишком трудно, не стоит и браться. А еще кто-то может сказать себе: да какая разница, сделаю я или нет - все равно никто не оценит...

Всем этим людям отвечает мишна из "Пиркей Авот": "День короток, работы много, работники ленивы - но награда велика, а Хозяин торопит".

Что здесь имеется в виду? В первую очередь автор мишны имеет в виду изучение Торы. Это, наверное, самая сложная наша работа. Ведь изучение Торы - процесс бесконечный, как бесконечна сама Тора. В книге Иова говорится: "Длиннее земли мера Его и шире моря". Наши мудрецы объясняют эту цитату так: "длина" - это бесконечное количество материала для изучения - Тора, Гемара, Талмуд, множество комментариев, труды выдающихся раввинов и т. д. А "ширина" - это бесконечное множество смыслов, содержащихся в каждом разделе, каждом предложении, даже в каждом слове Торы! Короче говоря, перед нами задача на всю жизнь.

В Торе сказано, что Моше был на горе Синай "40 дней и 40 ночей". Мидраш спрашивает: почему отдельно упомянуты дни и ночи? Разве не ясно, что если он 40 дней был на Синае, то это включает и 40 ночей? Ответ таков: имеется в виду, что Моше все 40 ночей не спал - он находился возле Б га и учил Тору непрерывно, днем и ночью. Потому что "день короток, работы много"... Вот что значит работать не за страх, а за совесть!

Тут могут возразить, что Моше был исключительным человеком, нам до него не дотянуться. Наши учителя в ответ приводят такую притчу: "Царь, довольный своим слугой, дал ему награду: в течение суток тот мог входить в сокровищницу - и что вынесет, то будет его". Понятно, что слуга станет использовать каждую минуту дня и ночи! Для этого вовсе не надо обладать всеми качествами Моше-рабейну... Но если мы всё так хорошо понимаем, почему порой не делаем того, что так необходимо? Увы, как констатирует мишна, "работники ленивы". У каждого человека есть то, что в Талмуде называется "сумеречным временем": время, когда человек занят только личными проблемами и полностью отключается от главного. У притчи о царе и слуге есть продолжение: "Придворные позавидовали слуге и решили не допустить его в сокровищницу. Они узнали, что тот больше всего любит красивую музыку, и наняли музыкантов, чтобы те играли день и ночь. Слуга заслушался - и потерял время!"

Это обычная ситуация в нашей жизни. Ребенок заигрался - и не сделал уроки. По телевизору интересная передача - и обед не приготовлен вовремя. У работника много личных проблем - и он не смог сосредоточиться на задании. Каждый знает, что он должен делать, но есть силы, внешние или внутренние, которые отвлекают от дела. И именно за преодоление этих сил, за трудность нашей работы мы вправе рассчитывать на награду.

Поэтому, когда родители говорят с ребенком или работодатель - с работником, следует подчеркивать две вещи. Первая: как сказано в мишне, "награда велика". Каждое твое действие ценится высоко. Когда человек убежден в ценности своих действий, он относится к ним более ответственно. И второе: "Хозяин торопит". Б-г послал тебя в этот мир, чтобы ты выполнил определенное задание. И выполнить задание ты можешь только здесь и сейчас! Недаром мишна говорит: не "времени мало", а "день короток" - то, что надо сделать сегодня, надо делать сегодня, завтра это уже не будет нужно.

А если кто-то жалуется, что работа для него слишком трудна, надо помнить: Б-г всегда дает человеку задание по силам, но в то же время на пределе сил. "Награда велика" именно потому, что "день короток, а работы много". На этот счет есть хасидская притча. Пришел еврей к р. Цемаху Цедеку и говорит: "У меня нет энтузиазма учить Тору - ну просто душа не лежит! Что делать?" А ребе ему в ответ: "Ты еще жалуешься?! Мне хуже - у меня есть энтузиазм!" То есть за то, что легко дается, награды не положено. А вот если ты делаешь "через не могу" - Б-г тебя наградит.

Берл ЛАЗАР,
главный раввин России