Журнал "ЛЕХАИМ": "Соединяя материю с духом"

13a99b.gifВ российском обществе уже несколько лет идет дискуссия в связи с законом, наказывающим за оскорбление религиозных чувств. Высказываются мнения как "полностью за", так и "решительно против". Мне самому не раз приходилось слышать такую позицию: "Религия у нас отделена от государства, верующим людям дана полная свобода, - так почему же неверующие не могут свободно говорить, что они думают о религии? Разве это не ограничение свободы слова?"

Что ж, возможно, и ограничение. Свобода слова, как и всякая свобода, это не вседозволенность. Никому, например, не приходит в голову выступать против уголовного наказания за пропаганду терроризма - а ведь пропаганда это тоже слова! И если кто-то сквернословит на улице, а его оштрафуют, люди скажут, что поделом ему.

Наши мудрецы обращали внимание на опасность злоупотребления словом еще две тысячи лет назад. И предостерегали, что это один из самых тяжелых грехов для человека. Вот что говорит мишна: "Кто оскорбляет храмовые святыни, оскверняет праздники, публично унижает ближнего, нарушает завет праотца Авраама и толкует Тору в духе, противоречащем алахе, - не имеет доли в Мире грядущем, даже если бы хорошо знал Тору и совершал добрые поступки".

Обратите внимание: пять проступков, перечисленных в мишне, не связаны с насилием, даже не связаны с конкретными делами. Это "всего лишь" высказывание личного мнения: как принято говорить сейчас, осуществление права на свободу слова А наказание за эти слова - такое же, как за самые страшные преступления: отказ в жизни вечной, в Мире грядущем.

Почему же мишна обещает оскорбляющим и унижающим такую суровую кару? Наши мудрецы объясняют: материальный и духовный мир - мир дел и мир слов - нераздельны, как для каждого отдельного человека, так и для человечества в целом. Человек состоит из материального тела и Б-жественной души: тело может быть здорово, лишь если здоров дух. То же самое и в обществе: социальное тело здорово, только если здоров социальный дух. Г-сподь подарил нам материальный мир, но наше главное задание - раскрыть в нем духовность. Соединяя материю с духом, мы улучшаем мир и сами приближаемся к Б-гу. А если, не дай Б-г, кто-то идет в противоположном направлении, он сам удаляется от Б-га, сам себя лишает будущего!

Давайте посмотрим, что это за пять проступков, о которых говорит мишна. "Оскорбление святыни": человек пренебрежительно относится к храму, к жертвоприношениям, не признаёт святости предметов, которые находятся в храме. "Осквернение праздника": человек считает, что это обычный день, с обычной погодой, и не видит смысла в каких-то особых обрядах, в праздничной одежде и трапезе. "Нарушение завета": человек не понимает, что обрезание - это святой союз между народом и Б-гом. "Ложное толкование": человек не верит в святость Торы, он считает себя вправе давать ее тексту иные толкования Как видим, все это попытки разъединить материю и дух, игнорировать духовность в материальном.

И, может быть, главный из пяти проступков, о которых говорится в мишне, - это публичное унижение ближнего. Кто-то, возможно, скажет: это ведь не насильственные действия, а просто высказывание собственного мнения. Но если человек позволяет себе унижать другого, значит, он не видит святости в человеческом существе! А ведь каждый сотворен по образу Б-жьему, каждый несет в себе безусловную святыню - "искру Б-жью", бессмертную душу. Если же ты эту святыню отрицаешь - ты лишаешь бессмертия собственную душу.

На этот счет есть истории в Торе: например, рассказ о Тамар, которая готова была пойти на смерть, лишь бы не опозорить публично своего тестя. А Талмуд предлагает нам великое множество таких примеров. Взять хотя бы историю раввина по имени Мар Уква. Его соседом был очень бедный человек, и раввин каждую ночь приходил к нему на порог и оставлял четыре серебряные монеты. Однажды бедняк решил проследить, кто оказывает ему благодеяние: увидел в темноте силуэт человека и пошел за ним. Раввин заметил это и бросился бежать. В тот час в городе вдруг вспыхнул пожар. Но Мар Уква даже через огонь побежал, только бы не раскрыться перед бедняком, не заставить его испытать унижение, что он принимает милостыню от соседа!

Да, это максимализм. Но в таком важном вопросе наша традиция отличается максимализмом. Уважение к ближнему, к его душе, к тому, что для него свято, - это первооснова нашей духовности. Нет первоосновы - ничего нет. Грядущий мир, жизнь вечная - награда за наши праведные дела в этом мире. И только если ты сделал главное - проявил уважение к ближнему и тому, что для ближнего свято, - у тебя появляется шанс достичь жизни вечной.

Берл ЛАЗАР

Журнал "Лехаим", издаваемый при поддержке ФЕОР, отметил 25-летие

g09986 or2В этом месяце исполняется четверть века литературно-публицистическому журналу "Лехаим" - одному из первых проектов Федерации еврейских общин России.

Первый номер журнала был издан на Хануку, в декабре 1991 года, а в декабре 2016-го вышел в свет 296-й номер, сообщает в четверг пресс-служба ФЕОР.

"Лехаим" посвящен истории, культуре и религии еврейского народа и объединяет разнообразные жанры - художественную прозу, критику, исторические эссе, рецензии и обзоры.

"У журнала есть некая культуртрегерская цель, которая есть у еврейской деятельности в стране. В рамках этого он ставит перед собой совершенно четкую задачу: сделать так, чтобы человеку, не слишком втянутому в еврейскую жизнь, этот журнал был интересен, чтобы это была его связующая ниточка, которая будет вовлекать его в сферу интересов еврейства", - так оценил миссию своего издания основатель и главный редактор "Лехаима" Борух Горин.

Первый номер журнала состоял из восьми страниц и, по оценке Б.Горина, напоминал "студенческую многотиражку". Сегодня журнал содержит пять разделов: "Дом учения", посвященный изучению еврейской мысли на основе Торы; "Университет", который включает образовательные статьи и очерки, а также эссе на актуальные научные темы, связанные с изучением иудаики; "Перекресток" - публицистический, ориентированный на проблемные материалы, анализирующие общественно-политические и культурные события; "Парк культуры", который включает интервью с деятелями культуры, обзор книжных новинок, новинок кинематографа, музыкальных альбомов, афишу выставок и спектаклей, а также рецепты кошерных блюд; "Библиотека", где публикуются оригинальные русскоязычные и переводные произведения еврейских авторов.

"Работая, читая материалы следующего номера, я ловлю себя на мысли: вот по этому будут изучать историю евреев. Только у нас это могло появиться, только здесь это сделано на таком уровне. Так за деньги не сделать. Так можно только по любви", - признается Б.Горин.

Поздравляя редакцию с первым юбилеем, президент ФЕОР Александр Борода назвал "Лехаим" одним из лучших в мире журналов, который анализирует актуальные мировые события, интересные еврейской общине.

"Редакция журнала не просто знакомит читателей с еврейской культурой и историей - она помогает проецировать эти вечные истины на нашу жизнь и извлекать из них уроки на будущее. Можно сказать, что на протяжении всех лет существования журнала на его страницах находил свое отражение каждый этап восстановления еврейской общины России", - пишет А.Борода.

Журнал имеет электронную версию, а также распространяется через платную подписку в России, Израиле, США, странах Европы, СНГ и через специальные стенды-боксы для продаж, установленные более чем в 150 еврейских общинах по всему миру.

Российские иудеи возлагают на интеллигенцию надежды по искоренению идеологии ненависти на Украине

go22222rinВ Федерации еврейских общин России надеются на появление нового тренда на Украине, связанного с отходом от идеологии ненависти.

"Отрадно, что заметные представители украинской интеллигенции понимают, что нельзя построить единство на ненависти", - заявил глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, которого цитирует в пятницу пресс-служба организации.

Так он прокомментировал заявление известного украинского историка Ярослава Грицака о "нечестности" т.н. политики декоммунизации на Украине, когда осуждению подвергается лишь советский строй и ничего не говорится о том, что украинский национализм тоже являлся тоталитарной идеологией, а его адепты были причастны к геноциду еврейского и польского населения.

Б.Горин надеется, что слова Я.Грицака будут "не единичным мнением, а станут началом нового тренда".

"Национальную память нельзя строить на ненависти. Когда в герои тянут людей, у которых руки по локоть в крови мирного населения, или тех, кто обосновывал создание "Украины для украинцев", то подобная героизация ведет лишь к воспроизводству идеологии ненависти, позволяя, к примеру, говорить о генетической неполноценности и "чуждости" населения огромных регионов", - заявил представитель ФЕОР.

По его словам, для еврейской общины подобная героизация выглядит особенно болезненно: героями становятся те, кто организовывал погромы в 1941 году, публиковал статьи с призывами убивать и выдавать евреев нацистам в дни, когда шли массовые расстрелы в Бабьем яре и т.д.

Еврейская община РФ заступилась за Татьяну Навку

1480251689 navkaВ Федерации еврейских общин России встали на защиту фигуристки Татьяны Навки, на которую обрушились с критикой за танцевальный номер, посвященный теме Холокоста, в телешоу "Ледниковый период".

"Тот оборот, который приняло обсуждение этого номера - попытка его осуждать с идеологических или моральных позиций, мне кажется совершенно неуместным, поскольку обращение к теме Холокоста как таковое, особенно с художественным осмыслением, когда исполнители ассоциируют себя с жертвами, достойно всяческого уважения и благодарности", - заявил "Интерфакс-Религия" во вторник глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин.

Он напомнил, что в СССР говорить о Холокосте было не принято, на памятниках в расстрельных местах писали "мирные советские граждане" без упоминания их национальности. По мнению Б.Горина, произведения, подобные представлению на шоу "Ледниковый период", "компенсируют эту историческую несправедливость выкорчевывания памяти о том, что людей уничтожали именно за то, что они евреи".

"В этом смысле этот номер достоин всяческой похвалы. Все осуждающие реакции, свидетелями которых мы стали, не просто преувеличены, а катастрофически преувеличены. Мне кажется, их причина кроется далеко за пределами этой передачи и рамок этого номера. Памятуя о жертвах Холокоста, недопустимо память о нем смешивать с политическими, идеологическими и какими бы то ни было другими конфликтами", - заявил собеседник агентства.

Он считает, что обсуждение номера возможно только в сценической плоскости, как культурного события.

"Это одно из произведений на тему Холокоста, коих создано огромное множество. Говорить об эстетической стороне таких произведений - непростое дело, это вызывает спорные мнения, но это уже данность - голливудская, данность театральных подмостков, эстрады и так далее. Говорить в 2016 году, стоит ли на тему Холокоста создавать разного рода произведения, это уже все равно, что спорить, нужен ли ветер. Это есть, и это часть культурного пространства", - подчеркнул Б.Горин.

При поддержке ФЕОР в Екатеринбурге пройдет Еврейский кинофестиваль

a21546Более 15 фильмов будет представлено гостям Еврейского кинофестиваля, который пройдет в Екатеринбурге 20-23 ноября.

Фильмы, вошедшие в программу фестиваля, представляют собой отбор лучших проектов из программ первого и второго московских еврейских кинофестивалей, логическим продолжением которых является киносмотр на Урале, сообщает в четверг пресс-служба Федерации еврейских общин России, при поддержке которых пройдет кинофорум.

"Приятно осознавать, что интерес к еврейской культуре растет не только в Москве, но и в других городах России. Екатеринбург - прекрасный город, где активно развивается еврейская жизнь, и, я надеюсь, проведение кинофестиваля придаст новый импульс ее дальнейшему развитию", - сказал журналистам президент ФЕОР Александр Борода.

По его мнению, проведение еврейского кинофестиваля внесет "добрый вклад в укрепление дружеских отношений между народами нашей страны".

Несколько картин из программы будут сопровождать встречи с творческими группами. Так, режиссер Константин Фам представит две части трилогии о Холокосте "Свидетели" - короткометражный фильм "Туфельки", выдвигавшийся на "Оскар" в 2014 году, и вошедший в лонг-лист премии "Оскар" этого года "Брут" с Оксаной Фандерой и Филиппом Янковским в главных ролях.

Фильм "На пороге страха" о сложной этической дилемме по отношению к преступнику и убийце в современном Израиле представит режиссер Мария Кравченко. После показа документальной ленты "Нота" со зрителями пообщается режиссер Олег Дорман, исследователь еврейской мысли и культуры Ури Гершович обсудит фильм "Диббук: история странствующей души" (реж. Кшиштоф Копчински), а журналист Борух Горин представит фильм "Феникс" (реж. Кристиан Петцольд).

Откроется 1-й Екатеринбургский еврейский кинофестиваль показом фильма "Повесть о любви и тьме" - дебютной режиссерской и продюсерской работы Натали Портман.