Иудеи отмечают веселый праздник Симхат-Тора

10547b62a78a3eedВ среду вечером во всех синагогах будут проходить танцы со свитками Торы - таким образом евреи отметят наступление праздника Симхат-Тора, знаменующий окончание годичного цикла чтения священной иудейской книги.

Веселье и всеобщее ликование, которые отличают этот праздник, призваны показать любовь верующих евреев к Творцу.

"Радуясь, мы демонстрируем Творцу, что служение Ему – это и есть настоящее счастье. Создатель видит нашу искренность в этом веселье, Он радуется вместе с нами и в ответ посылает нам все необходимое!" – пишет в обращении к иудеям президент Федерации еврейских общин России Александр Борода.

Он желает единоверцам хорошего настроения, успехов в постижении Торы, а также "веселого и кошерного праздника".

В Советском Союзе, где евреи искали форму для выражения своей национальной принадлежности, начиная с 1960-х годов Симхат-Тора постепенно превратилась в массовый праздник, во время которого евреи собирались у синагог, пели на иврите и на идиш, танцевали. В странах Запада и в Израиле Симхат-Тора стала днем солидарности с советскими евреями, которые боролись за свободную репатриацию в Израиль.

В обращении к евреям накануне торжества главный раввин России Берл Лазар напомнил, что, согласно иудейскому вероучению, существует три компонента, между которыми есть неразрывная связь: это еврейский народ, Бог и Тора.

"Они связаны воедино, как треугольник. А треугольник - это жесткая структура: если нажимают на нее с одной стороны, другие две всякий раз помогают ей устоять. Наша связь с Богом идет через Тору; наша связь с Торой усиливает связь с Богом. Все наши праздники говорят о единстве - единстве нашего народа, которое возможно только вокруг единого Бога и через Его Тору! И сейчас, в день кульминации осенних праздников, мы с особой силой осознаём, что источник всех Божеских благословений для нас - это когда мы живем по Торе", - говорится в поздравлении раввина.

В Московском еврейском общинном центре в Марьиной Роще на Симхат-Тора подготовлена специальная праздничная программа для прихожан. Главный раввин России поздравит иудеев с праздником, после чего в центральном зале синагоги МЕОЦ пройдет молитва и начнутся танцы со свитками Торы. Большую роль в празднике играют дети. Для них будут разыгрывать подарки и проводить веселые конкурсы.

В Федерации еврейских общин приветствовали выдачу прокатного удостоверения фильму "Матильда"

*** Там также призывают следственные органы обратить внимание на спекуляции вокруг национальности режиссёра фильма

hqd432efaultСпикер Федерации еврейских общин России Борух Горин считает правильной выдачу прокатного удостоверения фильму Алексея Учителя "Матильда" и призывает следственные органы заняться расследованием спекуляций вокруг национальности режиссера.

"Скандал вокруг этого фильма дал ему невероятную рекламу и сделал рутинную процедуру выдачи прокатного удостоверения сенсацией", - сказал Б.Горин в четверг корреспонденту "Интерфакс-Религия", заметив, что "сборы фильма от всей этой рекламной кампании очень сильно вырастут".

При этом Б.Горин считает выдачу прокатного удостоверения совершенно правильной, а доводы тех, кто считал, что фильм надо немедленно запретить, назвал "маргинальными".

Он убежден, что при выдаче прокатного удостоверения следует исходить исключительно из соображений законодательства, а не морального аспекта.

"Порнографический фильм не может получить прокатного удостоверения, поскольку он подходит под статью "порнография". Мы все имеем право обсуждать государственного деятеля, личность которого повлияла на историю нашей страны. Пытаться лишать нас этого права с точки зрения маргинальных, на мой взгляд, представителей религиозных кругов - это путь в никуда", - подчеркнул представитель ФЕОР.

По его мнению, в сложившейся ситуации "важно прийти к гражданскому консенсусу о том, что выдача прокатных удостоверений, разрешение на показ фильмов по телевидению не зависит от чувств людей, а зависит от законодательства, потому что чувствами эти вещи не определяются и не могут контролироваться".

При этом он назвал спекуляции вокруг национальности режиссера А.Учителя "совершенно отвратительной частью совершенно отвратительного дискурса".

"Поднимающие голову черносотенные антисемитские воззрения являются частью этой отвратительной кампании. Нет никаких сомнений, что Учитель, который является одним из известнейших российских режиссеров, в своей профессиональной деятельности не руководствуется ни своим национальным происхождением, ни своими религиозными взглядами, коих он не исповедует, он не является практикующим иудеем", - сказал Б.Горин.

Он подчеркнул, что "для любого нормального человека очевидно: казнь в Екатеринбурге происходила под руководством людей, исповедующих определенную систему взглядов, большевизм".

"Пытаться обвинить Учителя в исповедовании большевистских взглядов совсем невозможно, поэтому вспомнили, что он еврей и якобы исповедует хасидские взгляды, которые якобы были причиной уничтожения императора. Все это вместе - одна большая безусловная ложь. И если мы возвращаемся к российскому законодательству, то эта ложь должна стать предметом внимания следственных органов, потому что она нарушает целый ряд статей законодательства и она-то как раз разжигает межрелигиозную рознь", - считает Б.Горин.

Ведущие еврейские организации России отпраздновали День Иерусалима

113353788 4638534 image001Российский еврейский конгресс и Московский еврейский общинный центр совместно с еврейской общиной подмосковных Мытищ провели торжество в честь Дня Иерусалима.

"День Иерусалима для нашего народа - особый праздник, потому что Иерусалим для нас - особое место. Ровно пятьдесят лет назад город снова стал единым, евреи получили контроль над Стеной Плача и снова смогли молиться в этих святых местах", - сказал главный раввин России Берл Лазар на празднике, который состоялся накануне в Мытищах на территории, где в скором времени будет построен новый еврейский общинный центр.

По словам раввина, задача евреев - сделать так, чтобы Иерусалим, символизирующий единство, всегда жил в их сердцах.

В свою очередь президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер в приветствии участникам мероприятия назвал Иерусалим городом, который объединяет весь еврейский народ, независимо от политических взглядов, отношения к религиозным традициям и места проживания.

Со своей стороны председатель еврейской общины Мытищ Борис Гурович указал на то, что впервые такой масштабный праздник, как День Иерусалима, проводится в Подмосковье. Он рассказал, что место, где расположена община, соседствует с районом Перловка, где до революции 1917 года компактно проживали евреи. Неподалеку также находится старинное еврейское кладбище.

"Сегодня мы видим, что евреи возвращаются в места, где когда-то жили, и это, пожалуй, важнейший показатель возрождения еврейской религиозной жизни в России", - отметил он.

В празднике участвовали также посол Израиля в России Гарри Корен, директор известного благотворительного фонда "Джойнт" Алик Надан, зампред правительства Московской области Эльмира Хаймурзина. Для гостей организовали знакомство с культурой и историей Иерусалима, еврейской национальной музыкой, провели мастер-классы и конкурсы.

К торжеству приурочили внесение в синагогу общины нового свитка Торы, который был написан в память о предках семьи Гурович. Любой желающий получил возможность вписать букву в новый свиток. Вечер закончился праздничным шествием.

День Иерусалима традиционно празднуется в Израиле и других странах в конце мая. Он посвящен воссоединению города после победы в Шестидневной войне 1967 года и напоминает об исторической связи между еврейским народом и Иерусалимом. В этом году отмечается 50 лет со дня воссоединения.

Религия не разделяет, а объединяет - раввин Берл Лазар

1177944 5Главный раввин России Берл Лазар поздравил верующих со Всемирным днем религии.

"Эта дата очень важна для всех нас, вне зависимости от вероисповедания. В этот день мы напоминаем друг другу и всему миру, что религия не разделяет, а объединяет. Верующие, принадлежащие к разным конфессиям, чувствуют свое единство как носители духовных ценностей, ограничивающих человеческие страсти и пороки", - говорится в обращении раввина, которое цитирует его пресс-служба.

По мнению Б.Лазара, доброжелательные отношения между верующими разных религий особенно актуальны для России, имеющей многолетний опыт межрелигиозного диалога.

"Одновременно Всемирный день религии показывает всю фальшь тех, кто пытается настроить людей против друг друга, беря за предлог те или иные различия между ними", - отметил раввин.

Всемирный день религии проводится по инициативе ООН с целью продемонстрировать объединяющую и миротворческую роль религий.

Журнал "ЛЕХАИМ": "Соединяя материю с духом"

13a99b.gifВ российском обществе уже несколько лет идет дискуссия в связи с законом, наказывающим за оскорбление религиозных чувств. Высказываются мнения как "полностью за", так и "решительно против". Мне самому не раз приходилось слышать такую позицию: "Религия у нас отделена от государства, верующим людям дана полная свобода, - так почему же неверующие не могут свободно говорить, что они думают о религии? Разве это не ограничение свободы слова?"

Что ж, возможно, и ограничение. Свобода слова, как и всякая свобода, это не вседозволенность. Никому, например, не приходит в голову выступать против уголовного наказания за пропаганду терроризма - а ведь пропаганда это тоже слова! И если кто-то сквернословит на улице, а его оштрафуют, люди скажут, что поделом ему.

Наши мудрецы обращали внимание на опасность злоупотребления словом еще две тысячи лет назад. И предостерегали, что это один из самых тяжелых грехов для человека. Вот что говорит мишна: "Кто оскорбляет храмовые святыни, оскверняет праздники, публично унижает ближнего, нарушает завет праотца Авраама и толкует Тору в духе, противоречащем алахе, - не имеет доли в Мире грядущем, даже если бы хорошо знал Тору и совершал добрые поступки".

Обратите внимание: пять проступков, перечисленных в мишне, не связаны с насилием, даже не связаны с конкретными делами. Это "всего лишь" высказывание личного мнения: как принято говорить сейчас, осуществление права на свободу слова А наказание за эти слова - такое же, как за самые страшные преступления: отказ в жизни вечной, в Мире грядущем.

Почему же мишна обещает оскорбляющим и унижающим такую суровую кару? Наши мудрецы объясняют: материальный и духовный мир - мир дел и мир слов - нераздельны, как для каждого отдельного человека, так и для человечества в целом. Человек состоит из материального тела и Б-жественной души: тело может быть здорово, лишь если здоров дух. То же самое и в обществе: социальное тело здорово, только если здоров социальный дух. Г-сподь подарил нам материальный мир, но наше главное задание - раскрыть в нем духовность. Соединяя материю с духом, мы улучшаем мир и сами приближаемся к Б-гу. А если, не дай Б-г, кто-то идет в противоположном направлении, он сам удаляется от Б-га, сам себя лишает будущего!

Давайте посмотрим, что это за пять проступков, о которых говорит мишна. "Оскорбление святыни": человек пренебрежительно относится к храму, к жертвоприношениям, не признаёт святости предметов, которые находятся в храме. "Осквернение праздника": человек считает, что это обычный день, с обычной погодой, и не видит смысла в каких-то особых обрядах, в праздничной одежде и трапезе. "Нарушение завета": человек не понимает, что обрезание - это святой союз между народом и Б-гом. "Ложное толкование": человек не верит в святость Торы, он считает себя вправе давать ее тексту иные толкования Как видим, все это попытки разъединить материю и дух, игнорировать духовность в материальном.

И, может быть, главный из пяти проступков, о которых говорится в мишне, - это публичное унижение ближнего. Кто-то, возможно, скажет: это ведь не насильственные действия, а просто высказывание собственного мнения. Но если человек позволяет себе унижать другого, значит, он не видит святости в человеческом существе! А ведь каждый сотворен по образу Б-жьему, каждый несет в себе безусловную святыню - "искру Б-жью", бессмертную душу. Если же ты эту святыню отрицаешь - ты лишаешь бессмертия собственную душу.

На этот счет есть истории в Торе: например, рассказ о Тамар, которая готова была пойти на смерть, лишь бы не опозорить публично своего тестя. А Талмуд предлагает нам великое множество таких примеров. Взять хотя бы историю раввина по имени Мар Уква. Его соседом был очень бедный человек, и раввин каждую ночь приходил к нему на порог и оставлял четыре серебряные монеты. Однажды бедняк решил проследить, кто оказывает ему благодеяние: увидел в темноте силуэт человека и пошел за ним. Раввин заметил это и бросился бежать. В тот час в городе вдруг вспыхнул пожар. Но Мар Уква даже через огонь побежал, только бы не раскрыться перед бедняком, не заставить его испытать унижение, что он принимает милостыню от соседа!

Да, это максимализм. Но в таком важном вопросе наша традиция отличается максимализмом. Уважение к ближнему, к его душе, к тому, что для него свято, - это первооснова нашей духовности. Нет первоосновы - ничего нет. Грядущий мир, жизнь вечная - награда за наши праведные дела в этом мире. И только если ты сделал главное - проявил уважение к ближнему и тому, что для ближнего свято, - у тебя появляется шанс достичь жизни вечной.

Берл ЛАЗАР