Суд в США: хасидская община может требовать от России выплаты крупного штрафа по делу о библиотеке Шнеерсона

imag 75 21 98 0es 2Американский суд вынес постановление о возможности взыскания с России штрафа в размере $43,7 млн. за неисполнение решения федерального суда США от 2010 года, касающегося требования о возврате коллекции еврейских религиозных текстов хасидам из базирующейся сейчас в Бруклине общины "Хабад Любавич", сообщает в понедельник американская газета "Вашингтон пост".

По сообщениям издания, это решение вынесено окружным судьей Ройсом Ламбертом еще в прошлый четверг, несмотря на возражение госдепартамента и министерства финансов США. В администрации США полагают, что подобные действия могут препятствовать улаживанию или даже послужить ухудшению дипломатических отношений.

Речь идет о библиотеке Шнеерсона - 12 тыс. книг и 25 тыс. документах. Библиотека Шнеерсона представляет собой коллекцию древнееврейских книг и рукописей, собранных любавичским раввином Йозефом Ицхаком Шнеерсоном. Часть коллекции была национализирована большевиками в 1918 году и оказалась в фондах Ленинской (ныне Российской государственной) библиотеки. Другую часть Й.Шнеерсон вывез из Советского Союза, эмигрировав в 30-е годы прошлого века.

Любавичские хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 80-х годов. В августе 2010 года федеральный судья в Вашингтоне Ройс Ламберт постановил, что хасиды доказали правомерность претензий на древнееврейские рукописи, которые, по его определению, хранятся в России незаконно. В ответ МИД РФ заявил о незаконности такого решения.

17 января 2013 года стало известно, что федеральный суд в Вашингтоне принял решение о наложении на Россию ежедневного штрафа в $50 тыс. за неисполнение вынесенного вердикта.

20 июня 2013 года судья в Вашингтоне счел неправомерным отказ России отдать библиотеку Шнеерсона американским хасидам. Судья назвал действия России неправомерными и противозаконными.

В Казани отметили вековой юбилей местной синагоги

pic 95cec3176ca6d5ff3f36fc74db1d16f0Более 500 человек приняли участие в торжествах, посвященных столетию синагоги в Казани, сообщает в пятницу пресс-служба Федерации еврейских общин России (ФЕОР).

Синагогу, в частности, посетили врио президента Татарстана Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин, муфтий республики Камиль Самигуллин, президент ФЕОР Александр Борода и главный раввин России Берл Лазар.

"Судьба местной общины, как и всей общины России, была непростой, но сегодня казанская община - образцовая, и мы очень гордимся ею. Казанская синагога - ценное историческое и духовное наследие еврейской общины России, и впереди нам предстоит серьезная работа по восстановлению внешнего облика здания, и мы надеемся, что Всевышний поможет нам осуществить задуманное", - заявил А.Борода, которого цитирует его пресс-служба.

В свою очередь Б.Лазар отметил, что сегодня между народами, проживающими в республике, царят дружественные и уважительные отношения.

"Здесь нет места антисемитизму, конфликтам на национальной почве. Сегодняшний Татарстан - это пример для подражания не только в масштабах России, но и в мире в целом. Я уверен, что такая высокая степень межрелигиозной гармонии, какая достигнута в здесь, - это в очень большой степени результат мудрой политики руководства республики, которое всегда уделяло большое внимание развитию национальных культур и возрождению традиционных религий", - заявил он.

Первой частью торжественных мероприятий стал съезд раввинов, на который съехались представители еврейских общин России из более 40 городов.

Наряду с этим напротив здания синагоги открылся IV Музыкальный фестиваль еврейской музыки, который продлится до 6 сентября, а также форум "Лимуд. Волга-Урал" с участием представителей разных религий.

По инициативе раввина под Киевом строят мини-город для переселенцев с Донбасса

photo 16298В селе Гнатовка Киевской области по инициативе еврейской общины Украины открылся центр "Анатевка" для вынужденных переселенцев с востока страны.

"Реализация проекта состоит из нескольких этапов. Сейчас состоялась первая очередь, в которой предусмотрен ввод в эксплуатацию жилья для беженцев, открытие школы и садика. Уже первые 26 семей из восточных областей Украины будут иметь крышу над головой", - сообщили в пресс-службе областной госадминистрации.

Идея возникла у главного раввина Украины и Киева Моше Асмана в связи с необходимостью оказания помощи евреям, которые потеряли свои дома в результате военных действий на Донбассе.

Мини-городок рассчитан на проживание 500 человек. Также предусмотрено полное оснащение учебно-воспитательной инфраструктурой.

В Саратове открывается одна из крупнейших в стране синагог

site.aspxТоржественное открытие синагоги, одной из крупнейших в России, состоится 6 сентября в Саратове.

Здание, по размерам сопоставимое с самыми большими синагогами Москвы и Петербурга, строилось c 2006 года в четверг в пресс-службе Российского еврейского конгресса (РЕК), который оказал поддержку проекту.

Синагога возводилась на средства крупных российских меценатов и саратовской еврейской общины. Прежняя синагога, открытая в 1946 году, находится перед фасадом нового здания. Ее решено было сохранить в том числе как символ связи поколений.

В церемонии открытия примут участие более 40 раввинов из России и Израиля, которые проведут урок Торы для более 100 гостей, которые соберутся на торжестве. Церемонию посетят политики православные и мусульманские деятели.

В РЕК действует программа поддержки еврейских религиозных учреждений, в рамках которой конгресс ведет строительство синагог по всей России. "Год назад мы открыли отреставрированную синагогу в Воронеже - уникальное здание 1905 года постройки. Сегодня - Саратов. Следующим будет Пятигорск, потом - Калининград и другие регионы", - заявил президент РЕК Юрий Каннер.

Церемония даст старт трехдневному "Осеннему марафону" РЕК - циклу общинных мероприятий, представляющих все основные сферы еврейской жизни - от благотворительности до народной дипломатии. После Саратова марафон продолжится в Москве. Ведущие еврейские меценаты и общественные деятели прочитают лекции и проведут закрытые мастер-классы. Завершится серия мероприятий 8 сентября торжественным гала-приемом РЕК в столице.

Три дня "Осеннего марафона" отражают три проявления еврейского характера: первый день - внимание к традиции и культуре, второй - стремление к учебе и интеллектуальному общению, третий - радость от общения и новых знакомств.

Журнал "ЛЕХАИМ": "Не за страх, а за совесть"

im 65 2 9 agesУ меня - как, наверное, у каждого раввина - чаще всего спрашивают совета по такому вопросу: как заставить человека работать с полной отдачей? Родителей интересует, что делать с детьми, чтобы те хорошо учились; супруги советуются, как убедить своего партнера лучше выполнять обязанности по дому; работодатели спрашивают, как заинтересовать работника, чтобы трудился, как говорится, не за страх, а за совесть...

Наши мудрецы уделяли этому вопросу много внимания. Почему у человека нередко не получается сделать хорошо то, что он должен сделать? Кто-то из нас полагает, что времени много, "всегда успеется" и в результате так ничего и не делает. Другой решает, что работа легкая, можно не напрягаться, в итоге ничего не выходит. Третий, наоборот, думает: о, это слишком трудно, не стоит и браться. А еще кто-то может сказать себе: да какая разница, сделаю я или нет - все равно никто не оценит...

Всем этим людям отвечает мишна из "Пиркей Авот": "День короток, работы много, работники ленивы - но награда велика, а Хозяин торопит".

Что здесь имеется в виду? В первую очередь автор мишны имеет в виду изучение Торы. Это, наверное, самая сложная наша работа. Ведь изучение Торы - процесс бесконечный, как бесконечна сама Тора. В книге Иова говорится: "Длиннее земли мера Его и шире моря". Наши мудрецы объясняют эту цитату так: "длина" - это бесконечное количество материала для изучения - Тора, Гемара, Талмуд, множество комментариев, труды выдающихся раввинов и т. д. А "ширина" - это бесконечное множество смыслов, содержащихся в каждом разделе, каждом предложении, даже в каждом слове Торы! Короче говоря, перед нами задача на всю жизнь.

В Торе сказано, что Моше был на горе Синай "40 дней и 40 ночей". Мидраш спрашивает: почему отдельно упомянуты дни и ночи? Разве не ясно, что если он 40 дней был на Синае, то это включает и 40 ночей? Ответ таков: имеется в виду, что Моше все 40 ночей не спал - он находился возле Б га и учил Тору непрерывно, днем и ночью. Потому что "день короток, работы много"... Вот что значит работать не за страх, а за совесть!

Тут могут возразить, что Моше был исключительным человеком, нам до него не дотянуться. Наши учителя в ответ приводят такую притчу: "Царь, довольный своим слугой, дал ему награду: в течение суток тот мог входить в сокровищницу - и что вынесет, то будет его". Понятно, что слуга станет использовать каждую минуту дня и ночи! Для этого вовсе не надо обладать всеми качествами Моше-рабейну... Но если мы всё так хорошо понимаем, почему порой не делаем того, что так необходимо? Увы, как констатирует мишна, "работники ленивы". У каждого человека есть то, что в Талмуде называется "сумеречным временем": время, когда человек занят только личными проблемами и полностью отключается от главного. У притчи о царе и слуге есть продолжение: "Придворные позавидовали слуге и решили не допустить его в сокровищницу. Они узнали, что тот больше всего любит красивую музыку, и наняли музыкантов, чтобы те играли день и ночь. Слуга заслушался - и потерял время!"

Это обычная ситуация в нашей жизни. Ребенок заигрался - и не сделал уроки. По телевизору интересная передача - и обед не приготовлен вовремя. У работника много личных проблем - и он не смог сосредоточиться на задании. Каждый знает, что он должен делать, но есть силы, внешние или внутренние, которые отвлекают от дела. И именно за преодоление этих сил, за трудность нашей работы мы вправе рассчитывать на награду.

Поэтому, когда родители говорят с ребенком или работодатель - с работником, следует подчеркивать две вещи. Первая: как сказано в мишне, "награда велика". Каждое твое действие ценится высоко. Когда человек убежден в ценности своих действий, он относится к ним более ответственно. И второе: "Хозяин торопит". Б-г послал тебя в этот мир, чтобы ты выполнил определенное задание. И выполнить задание ты можешь только здесь и сейчас! Недаром мишна говорит: не "времени мало", а "день короток" - то, что надо сделать сегодня, надо делать сегодня, завтра это уже не будет нужно.

А если кто-то жалуется, что работа для него слишком трудна, надо помнить: Б-г всегда дает человеку задание по силам, но в то же время на пределе сил. "Награда велика" именно потому, что "день короток, а работы много". На этот счет есть хасидская притча. Пришел еврей к р. Цемаху Цедеку и говорит: "У меня нет энтузиазма учить Тору - ну просто душа не лежит! Что делать?" А ребе ему в ответ: "Ты еще жалуешься?! Мне хуже - у меня есть энтузиазм!" То есть за то, что легко дается, награды не положено. А вот если ты делаешь "через не могу" - Б-г тебя наградит.

Берл ЛАЗАР,
главный раввин России