Журнал "ЛЕХАИМ": "Все ответы - в Торе"

im 765 84 3agesНа протяжении нашей истории мы часто испытывали вражду к себе не потому, что кто-то сознательно ненавидел евреев и хотел их погибели, а просто из-за того, что окружающие не понимали нашей веры, наших законов, нашего поведения. Где нет знания и понимания, всегда возникают мифы, в том числе враждебные. Как нам вести себя в таких ситуациях? В мишне "Пиркей Авот" рабби Эльазар говорит: "Будь прилежен в изучении Торы и знай, что ответить неверующему; знай также, на кого ты работаешь, кто Хозяин труда твоего и кто заплатит тебе за работу".

На первый взгляд здесь постулируется простая вещь: надо учить Тору, чтобы всегда уметь дать ответ человеку, который подходит к тебе с предубеждением. Но, как мы уже успели привыкнуть, изучая "Пиркей Авот", за простым объяснением есть гораздо более глубокая мудрость. Тем более мы вправе ожидать такой глубины от рабби Эльазара, о котором рабби Йоханан бен Закай сказал, что он "подобен неиссякающему роднику".

Если мы ограничимся простым объяснением, у нас возникнет больше вопросов, чем ответов. Во-первых, учить Тору - это долг каждого еврея: мы учим, чтобы знать, как жить, а вовсе не для того, чтобы знать, какие ответы дать неверующему, если тот спросит. Во-вторых, какая связь нашего "простого объяснения" с завершающей частью мишны? И в-третьих, к чему здесь разговор о "плате за работу"? Ведь в "Пиркей Авот" прямо сказано: "Не уподобляйся рабам, что служат господину своему ради получения награды".

Что ж, придется, как мы уже привыкли, разбирать мишну шаг за шагом, обращая внимание на каждое слово. Прежде всего, кто такой "неверующий"? В оригинальном тексте мишны употреблено слово "эпикорес": это не "неверующий-невежда", а человек, который знает Тору, но не понял ее мудрости и поэтому отвергает ее ценности. Наша задача - не только самим учить Тору, но и других просвещать насчет образа жизни, основанного на Торе. Это условие нашего завета с Б-гом!

А чтобы обучать, недостаточно самому верить, надо еще уметь доказать правоту того, во что веришь. То есть если еврей не в состоянии дать ответ на вопросы людей, не понимающих правды Торы, он не выполнил условия Завета.

Теперь идем по тексту мишны дальше: "знай, на кого ты работаешь". Б-г заповедал нам учить Тору не только для нас самих, но с тем, чтобы воля Б-га была раскрыта всему миру. То, что человек делает для себя, не заслуживает награды. Настоящая цель - выполнить задание от Б-га. И за это человек обязательно будет награжден.

У нашего народа есть поговорка: "У верующего нет вопросов, у эпикореса нет ответов". Здесь эпикорес - это человек, который спрашивает не потому, что хочет узнать, а потому, что хочет оправдать свой неправильный образ жизни. Он не соблюдает заповеди и говорит, что сомневается в смысле заповедей, дабы оправдать свое поведение в собственных глазах. С такими людьми дискутировать трудно, подчас они готовы отрицать очевидное. Но наш долг перед Б-гом - продолжать говорить с ними в надежде, что они с нашей помощью изменят свое поведение. Это тяжелый труд, но это труд ради Б-га, ради "Хозяина труда нашего". И за него, конечно, придет награда.

Но эпикорес - это не обязательно даже другой человек. Наши мудрецы предупреждают, что бывает и "внутренний эпикорес". Это самое опасное - усомниться в истинности того, во что ты веришь. Вот почему мишна особо подчеркивает необходимость усердия в изучении Торы. У тебя должно быть столько знаний, говорит она, чтобы хватило и собственные вопросы разрешить!

Мидраши приводят много историй о раввинах и учителях, которые были на все готовы, чтобы иметь возможность прилежно учить Тору. Вот одна из них. "Рабби Йоханан с учеником шли из Тверии в Ципори. "Видишь это поле? - спросил рабби. - Я продал его, чтобы учить Тору". Они прошли мимо оливковой рощи. "Видишь эти деревья? Я продал их, чтобы учить Тору". Они миновали виноградник: и его тоже продал рабби Йоханан, чтобы учить Тору. Ученик заплакал: "Ой, так вы же ничего себе не оставили на старость!" А учитель ему с улыбкой: "Да, я продал то, что Б-г дал нам за шесть дней, чтобы приобрести то, что Он давал Моше на протяжении целых сорока дней! Более выгодной сделки не найти!""

Действительно, Тора - это свод всех нужных человеку знаний. В ней вы найдете, как жить, как сохранить здоровье, как делать бизнес, как строить семью и воспитывать детей... Тора приветствует любые вопросы - даже вопросы "внутреннего эпикореса". Надо просто не забывать, что все ответы - в ней!

Берл ЛАЗАР,
главный раввин России

В кнессет и синагогу у Стены плача внесут свитки Торы, посвященные погибшим в Великой Отечественной

to 7 8ra2Международные торжества в честь Дня спасения и освобождения, или Дня Победы по еврейскому календарю, завершатся 9-10 июня религиозными церемониями.

Так, состоится внесение свитков Торы в синагогу кнессета, синагогу у Стены плача и ешиву Хаима Каневского, сообщили "Интерфакс-Религия" в понедельник в пресс-службе Российского еврейского конгресса (РЕК).

Написание трех свитков Торы, посвященных памяти погибших в Великой Отечественной войне, было торжественно начато год назад у главной святыни иудаизма - Стены плача в Иерусалиме.

В церемониях примут участие ведущие раввины Израиля, России и европейских стран, известные политики, общественные деятели, ветераны и главы еврейских организаций.

Новая еврейская дата, 26 ияра, приуроченная к 9 мая 1945 года и посвященная победе над фашизмом, впервые отмечается с этого года во многих еврейских общинах в России и в мире. Праздничные мероприятия начались 6 мая в израильском городе Нетания с церемонии у мемориала Победы Красной армии.

С размахом новый праздник отметили и в Москве. 15 мая на научной конференции, посвященной этой теме, выступили главный раввин Тель-Авива и оба главных раввина России. В столице также был проведен масштабный фестиваль "Песнь песней победы" и была совершена молитва в Большой хоральной синагоге с участием почти 800 человек.

Инициатива учредить новую дату в еврейском религиозном календаре принадлежит президенту Международного фонда горских евреев, вице-президенту РЕК Герману Захарьяеву. Реализуя этот проект, он заручился поддержкой главных раввинов Израиля и главного раввина Европы, израильских политиков, ведущих международных еврейских организаций. В израильском кнессете прошло специальное заседание, а в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке - презентация новой еврейской даты.

Администрация Калининграда выдала разрешение на строительство синагоги

ABCL9543 copyАдминистрация Калининграда выдала ерейской общине города официальное разрешение на строительство синагоги на улице Октябрьская, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе общины.

Разрешительный документ опубликован на официальном сайте администрации и выдан общине на основании решения Арбитражного суда Калининградской области.

Еврейская община была вынуждена обратиться в суд после того, как администрация города долгое время отказывалась выдавать разрешение. В мэрии утверждали, что проект синагоги не соответствует проектной документации, прошедшей госэкспертизу. Также чиновники заявляли, что храм будет располагаться в охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения "Здание сиротского еврейского приюта".

Однако в суде было установлено, что чиновники неправильно трактовали представленный проект, а в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об охранной зоне памятника объекта культурного наследия.

Как сообщалось, земельный участок по улице Октябрьской был предоставлен администрацией Калининграда еврейской общине в марте 2001 года по "историческим" основаниям. В довоенное время именно здесь стояла главная синагога Кенигсберга, которая была сначала сожжена фашистами в Хрустальную ночь, а затем разрушена во время налета английской авиации в 1944 году.

Осенью 2011 года в Калининграде был заложен первый камень в основание синагоги. Однако ее строительство задерживалось из-за того, что на земельном участке располагался цирк.

В декабре 2013 года о начале строительства синагоги без официального разрешения заявил председатель комитета архитектуры и строительства администрации Калининграда Артур Крупин. По его словам, ряд православных храмов в Калининграде также строились без разрешения. Затем они вводились в эксплуатацию через суд.

Синагога будет построена напротив Кафедрального собора и могилы Канта. Проект синагоги, которая рассчитана на единовременное пребывание двух тысяч верующих, согласован и утвержден. Это будет первый иудейский храм на территории Калининградской области. Средства на строительство полностью выделены калининградским бизнесменом Владимиром Кацманом.

Иудейская община РФ и ЮНЕСКО будут сотрудничать в сфере музейных технологий

j8127 761Лидеры иудейской общины России договорились о сотрудничестве с ЮНЕСКО.

"Сотрудничество с международной организацией ЮНЕСКО будет полезно для демонстрации и продвижения музейных технологий. Кроме того, данное сотрудничество позволит расширить границы деятельности Еврейского музея и центра толерантности на страны Европы", - заявил президент Федерации еврейских общин России Александр Борода на встрече с гендиректором ЮНЕСКО Ириной Боковой в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

На встрече также присутствовал главный раввин России Берл Лазар, сообщает его пресс-служба.

В ходе экскурсии по музею И.Бокова ознакомилась с историей жизни евреев в России, начиная со времен царствования Екатерины II до наших дней. В мемориальном центре, посвященном Холокосту и Великой Отечественной войне, она почтила память погибших и зажгла поминальную свечу.

В Москве пройдут торжества по случаю Дня Победы по иудейскому календарю

1a2f4729ecc27db299e9359ed07В Москве пройдут торжества по случаю нового иудейского праздника - Дня спасения и освобождения (День Победы по еврейскому календарю).

Ключевым мероприятием станет международная конференция, посвященная значению победы в Великой Отечественной войне для еврейского народа. Конференция состоится 15 мая в Российской академии народного хозяйства и госслужбы в Москве. Для участия в ней в столицу прибудет бывший президент и премьер-министр Израиля Шимон Перес, сообщили "Интерфакс-Религия" в пресс-службе Российского еврейского конгресса (РЕК).

В рамках форума, который соберет исследователей, религиозных и общественных деятелей из России и из-за рубежа, представят книгу воспоминаний главного раввина Тель-Авива Исраэля Меира Лау, ребенком прошедшего нацистские концлагеря и чудом спасенного советским узником Федором Михайличенко.

В торжественных мероприятиях в Москве примут участие И.М.Лау, главный раввин России Берл Лазар, главный раввин Конгресса религиозных организаций и объединений в России Адольф Шаевич, главный раввин Москвы, глава Европейской конференции раввинов Пинхас Гольдшмидт, президент РЕК Юрий Каннер, академик Евгений Примаков, другие известные общественные и религиозные деятели.

Как сообщалось, инициатива отмечать новую праздничную дату и закрепить за ней день 26 ияра (второго из 12 месяцев еврейского календаря), на который выпало 9 мая 1945 года, принадлежит вице-президенту РЕК Герману Захарьяеву.

Инициатива получила поддержку обоих главных раввинов Израиля, ведущих раввинов России и Европы, израильских политиков, крупных еврейских организаций. Презентация новой еврейской даты прошла в кнессете и штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. А в Израиле был создан "Штаб Дня Победы", задача которого - принять закон об этом празднике в кнессете.

В течение всего мая в России, Израиле, США, Франции и других странах проводятся мероприятия, связанные с Днем спасения и освобождения. Так, 12-14 мая в Тулузе проходит Конференция раввинов Европы, которая обсуждает дальнейшие шаги по увековечиванию этой даты. Также к 26 ияра будут приурочены выставки, торжественные приемы, фестивали.