2,5 тыс. школьникам и 500 преподавателям рассказали о диалоге религий в Музее еврейского наследия Москвы

p8l2kqz3Sl8Около 2,5 тыс. школьников и 500 преподавателей Москвы приняли участие в проекте "Диалог религиозных культур", который реализует Музей еврейского наследия и Холокоста в Мемориальной синагоге на Поклонной горе, сообщил директор музея Александр Энгельс.

Ранее проект выиграл президентский грант. Он реализуется в развитие школьного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), рассказал он в интервью журналу "Земля и небо".

"Наш музей разработал программу, цель которой - сформировать у ребят позитивный образ других конфессий. Для этого мы предлагаем ученикам посетить в режиме учебной экскурсии храмы различных религий, независимо от того, какой именно модуль ОРКСЭ выбран в их школе. И назвали мы этот проект в духе задач, которые должен ставить перед собой этот предмет, - "Диалог религиозных культур", - заявил А.Энгельс.

Инициаторы проекта воспользовались тем, что на Поклонной горе расположились по соседству три здания: храм Георгия Победоносца, Мемориальная мечеть и Мемориальная синагога.

"Полтора десятилетия назад их построили здесь, чтобы показать: люди всех конфессий, всех национальностей были вовлечены в историю войны, они становились ее жертвами, ее героями. Предлагая в рамках одной учебной экскурсии посетить все три храма, мы демонстрируем очень важную идею: люди всех национальностей и конфессий являют собой народ Российской Федерации, они внесли и продолжают вносить свой вклад в развитие страны, ее экономику и культуру, в защиту ее рубежей", - подчеркнул директор музея.

В рамках проекта проходят не только экскурсии, но и семинары для учителей, на которых они знакомятся с технологией проекта, слушают лекции авторов учебников ОРКСЭ и ведущих методистов.

"Особенность нашего подхода в том, что перед лекциями мы изучаем с учителями тот маршрут по Поклонной горе, который предлагаем пройти с учениками. В конечном счете главная задача - чтобы учителя ОРКСЭ (не имеющие, кстати, специального образования, кроме непродолжительных курсов) смогли организовать подобную учебную экскурсию для своих детей. Наиболее активно в таких семинарах на базе нашего музея участвовали учителя Центрального, Южного и Восточного округов", - рассказал А.Энгельс.

Курс ОРКСЭ был введен во всех общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года. Он изучается в течение всего 4-го класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики". Школьники и их родители имеют право выбрать один из них. Введению курса в качестве обязательного предшествовала его апробация в школах в 2009-2011 годах в 21 субъекте РФ.

Недавно в Русской церкви высказались за преподавание курса со 2-го по 10-й классы. В ответ пресс-секретарь министра образования и науки Анна Усачева заявила "Интерфаксу", что в рамках поручения правительства в ведомстве прорабатывают этот вопрос. По ее словам, курс может быть продлен со 2-го по 10-й класс, если такое предложение пройдет апробацию и поддержку всех заинтересованных сторон, в том числе учителей и родителей. Сейчас министерство готовит соответствующие предложения, которые будут направлены к 1 ноября в кабинет министров.

Раввин Берл Лазар открыл матч по хоккею между именитыми спортсменами и командой иудейской общины

GTIrT1SQ fEТоварищеский матч по хоккею между командой "Менора", созданной при Московском еврейском общинном центре, и командой "Легенды хоккея" состоялся в четверг в "Лужниках".

"Для нас большая честь, что наша команда играет с легендами СССР, с такими уважаемыми спортсменами", - сказал главный раввин России Берл Лазар на открытии мероприятия.

По его словам, нынешний матч - доказательство того, что "все народы, которые живут в России, дружат между собой, играют вместе".

Как отметил раввин, в преддверии иудейского Нового года "нет ничего лучше, чем совместный хороший спорт".

Председателем ХК "Менора" является заслуженный мастер спорта СССР, двукратный олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы Александр Кожевников. Членами попечительского совета клуба являются заслуженный артист России Игорь Бутман и заслуженный тренер России, гендиректор Центра образования "Самбо-70" Ренат Лайшев.

От команды еврейской общины на ледовой арене выступили наряду с И.Бутманом и Р.Лайшевым предприниматель Дмитрий Босов, телеведущий Алексей Пиманов, генпродюсер Первого канала Александр Файфман.
Команду "Легенды хоккея" представляли признанные мастера мирового хоккея, такие как Юрий Ляпкин, Игорь Болдин, Виктор Шалимов, Сергей Шепелев и др.

Интерфакс

В учебные заведения Федерации еврейских общин России пошли порядка 15 тыс. детей

E bGW26qGjMОколо 15 тыс. детей в разных регионах страны пошли в понедельник в учебные заведения Федерации еврейских общин России, сообщает пресс-служба ФЕОР.

В настоящее время в сети образовательных учреждений ФЕОР и фонда "Ор Авнер" насчитывается свыше 150 учебных заведений, включая 29 средних школ с еврейским этнокультурным компонентом, 94 воскресные школы и 28 детских садов, в которых обучаются около 15 тыс. детей по всей стране.

На территории России при поддержке ФЕОР действуют несколько учебных заведений, предоставляющих учащимся высшее образование, такие как "Махон Хамеш" и Международный еврейский институт экономики, финансов и права. В них бесплатно обучаются молодые люди и девушки из России, стран СНГ, а также Израиля.

"За время своей работы ФЕОР существенно укрепила и сумела обеспечить функционирование одной из главных составляющих еврейской общинной жизни – системы еврейского образования", - сообщил журналистам руководитель департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин.

По его словам, одна из главных целей этой образовательной системы – это по-прежнему подготовка кадров для укрепления еврейской общины новыми лидерами и ее обновления.

"Мы стараемся, чтобы общинные лидеры из числа молодежи, закончившие наши учебные заведения, оставались в орбите еврейской жизни России", - отметил Б.Горин.

"НГ-РЕЛИГИИ": "Опиум - не для избранного народа. Антинаркотическая программа позволит иудейской организации выйти из круга проблем внутриобщинной жизни"

0Hx7Cx3R5NwПри Департаменте по взаимодействию с Вооруженными cилами и правоохранительными учреждениями Федерации еврейских общин России (ФЕОР) начинает работу антинаркотическая программа. Таким образом, иудейская община присоединилась к сообществу религиозных организаций, развивающих свои проекты по профилактике и лечению наркозависимости. Журналист Андрей Левинсон задал несколько вопросов руководителю программы ФЕОР Давиду Грановскому.

- Неужели в еврейской религиозной среде наркомания приобрела такой масштаб, что требуется создание специальной программы?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, считаю важным отметить: наркомания, как и другие болезни, не выбирает своих жертв по национальному принципу или религиозной принадлежности. Вы правы, для тех редких случаев, когда проблема наркомании всплывает в еврейской религиозной среде, не требуется создания специальной программы. В нашем же случае мы говорим об антинаркотической программе в более широком смысле. Далеко не все российские евреи являются религиозными, однако многие из них интересуются историей своего народа, участвуют в общинной жизни. Речь идет о большом количестве людей, для которых еврейская община играет важную роль. Для решения вопросов болезненных зависимостей, которые могут возникать в процессе работы с такой группой еврейского населения, и создана программа. Мы уверены, что Федерация еврейских общин России может внести свой вклад в решение проблем такого рода. Очень важно обращать внимание на происходящее вокруг общинной жизни, не зацикливаться только на внутренних процессах, а посильно способствовать развитию достойного образа жизни в стране в целом. Более того, антинаркотическая программа ФЕОР призвана помочь всем желающим, всем обращающимся и не рассчитана на работу только с евреями.

- Почему понадобилось создавать антинаркотическую программу в рамках религиозной организации? В чем может состоять преимущество программы, реализуемой религиозной организацией, перед, допустим, государственными медучреждениями?

Подробнее: "НГ-РЕЛИГИИ": "Опиум - не для избранного народа. Антинаркотическая программа позволит иудейской...

Евреи в нашей стране прошли через мощную ассимиляцию, как физически, так и культурно

Андрей Глоцер, пресс-секретарь Главного раввина России


glotser-300x300Во-первых, я бы хотел высказать критическое замечание по поводу выборки: она, на мой взгляд, слишком маленькая. 100 человек (примерное число евреев, опрошенных в ходе всероссийского исследования, — прим. ред.) – это не очень репрезентативно. Тем не менее, как мне показалось, опрос отражает некоторые объективные тенденции.

Действительно, евреи в России были и остаются много читающим народом и среди них высокий процент людей, имеющих высшее образование, поскольку в еврейских семьях всегда старались дать своим детям высшее образование. Неудивительно поэтому, что Евангелие прочитали в три раза больше евреев, чем в целом россиян по всей стране. Но, конечно, тот факт, что у евреев спрашивали о том, читали ли они христианский источник, а не собственно иудейские источники, лично у меня вызывает недоумение.

Впрочем, многие люди в России, увы, далеки от понимания различий между иудаизмом и христианством. Евреи в нашей стране прошли через мощную ассимиляцию, как физически, так и культурно. Огромная часть еврейского населения СССР, которая имела связь с религиозной традицией, была уничтожена в Холокост. Этими причинами я объясняю высокий процент атеистов среди еврейского населения.

Еще, как мне кажется, евреи так стремились стать частью культурной, политической и общественной жизни в СССР, власти которого, как известно, боролись с любыми проявлениями религиозности и еврейского традиционного образа жизни в частности, что глубоко восприняли атеистическую идеологию. Это был двусторонний процесс: советская власть пыталась оторвать еврейские массы от своих духовных корней, но и многие евреи также желали расстаться с еврейским образом жизни, ассимилироваться... А через поколение уже выросли сотни тысяч людей, которые считали, что Бога нет и единственно правильная картина мира атеистическая.

Если также учесть, что значительная часть опрошенных это люди старшего поколения, прожившие большую часть жизни при советской власти, то причина такого «атеистического» результата становится очевидной. Кроме того, надо отметить, что в целом еврейская община демографически «старая»: количество пожилых людей в ней преобладает над молодежью.

Относительно «нелюбви» к России, я думаю, мы имеем здесь дело не столько с вопросом эмоционального отношения к стране, сколько с критическим восприятием действительности... Думаю, что причина именно в критическом восприятии респондентов. Оно выражено в той или иной степени у половины населения страны (44%) и есть, разумеется, у евреев. Я уверен в том, что критицизм в целом распространен также больше среди пожилого и образованного населения, а большая часть респондентов-евреев – люди старшего возраста и с высшим образованием...

Кроме того, интересно, как эта цифра коррелирует с тем, что «евреи в два раза чаще участвуют в благотворительной деятельности, а также в два раза чаще готовы принимать участие в гражданской, общественной работе. 12% готовы пожертвовать своим личным благополучием ради высоких целей (5% по России)». То есть, налицо высокая «пассионарность», говоря языком историка Льва Гумилева, еврейского народа, его жертвенность и критическое восприятие мира, но это, я думаю, не новость! Евреи всегда были очень «пассионарным» народом...

Кстати, о тех 23% людей, которые «мечтают» о жизни в другом государстве: эта цифра вполне сопоставима с подобными же данными в других странах. Мир стал мобильнее, люди готовы переезжать в поисках лучшей доли, ради учебы, заработка и создания семьи, но, полагаю, это как раз касается больше молодых участников опроса. Более мобильны, очевидно, жители больших городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга. Но не стоит думать, что отъезд заграницу в наше время это навсегда. Многие живут по несколько лет вне страны, а потом возвращаются назад по тем или иным причинам.