Глава Белорусской православной церкви призвал не допустить нового противостояния в стране

15771189c69a8bМитрополит Минский и Заславский Вениамин призвал к покаянию, чтобы не допустить нового противостояния в стране.

"Не только Церковь, а каждый человек должен заботиться о том, чтобы были согласие и мир в нашем обществе. Думается, что анализ прошедшего года и исправление ошибок, покаяние в тех неправильных действиях, которые были, с заглаживанием добрыми делами - это основной вклад", - заявил он в эфире телеканала ОНТ.

Митрополит призвал к осторожности в делах и поступках. "Все взвешенно, все с любовью, с тем чтобы не было нового развития противостояния", - добавил он.

В Белоруссии с 9 августа продолжаются акции протеста против итогов выборов президента. Победителем был объявлен действующий глава государства Александр Лукашенко, который занимает этот пост с 1994 года. Протестующие требуют отставки Лукашенко, освобождения политзаключенных и проведения новых выборов.

Утвержден обновленный состав комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию

6 2 7777623579 8 65456 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 8 декабря 2020 года, был заслушан доклад митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, председателя комиссии Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию, относительно обновления состава Комиссии (журнал № 98).

Члены Синода постановили утвердить следующий состав Комиссии:

  1. митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии — председатель Комиссии;
  2. протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви — секретарь Комиссии;
  3. митрополит Виленский и Литовский Иннокентий;
  4. митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин;
  5. митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений;
  6. митрополит Луганский и Алчевский Митрофан;
  7. митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения;
  8. митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, управляющий делами Украинской Православной Церкви;
  9. митрополит Нежинский и Прилукский Климент, председатель Учебного комитета Украинской Православной Церкви, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви;
  10. митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриарший экзарх Западной Европы;
  11. епископ Каскеленский Геннадий, управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан, ректор Алма-Атинской духовной семинарии;
  12. епископ Уссурийский Иннокентий;
  13. епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн;
  14. епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи;
  15. епископ Звенигородский Феодорит, ректор Московской духовной академии;
  16. епископ Белогородский Сильвестр, ректор Киевской духовной академии;
  17. епископ Петергофский Силуан, ректор Санкт-Петербургской духовной академии;
  18. архимандрит Сергий (Акимов), ректор Минской духовной академии;
  19. архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;
  20. протоиерей Валентин Асмус, член Синодальной библейско-богословской комиссии;
  21. протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  22. протоиерей Николай Данилевич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви;
  23. протоиерей Димитрий Кирьянов, преподаватель Тобольской духовной семинарии;
  24. протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви;
  25. протоиерей Кирилл Копейкин, доцент Санкт-Петербургской духовной академии;
  26. протоиерей Лев Махно, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета;
  27. протоиерей Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии;
  28. протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии;
  29. протоиерей Константин Польсков, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  30. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии;
  31. протоиерей Николай Чернокрак, декан Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже;
  32. протоиерей Димитрий Юревич, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии;
  33. протоиерей Сергий Ющик, первый проректор Киевской духовной академии;
  34. игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета;
  35. иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям;
  36. священник Сергий Елисеев, преподаватель Московской духовной академии;
  37. диакон Андрей Псарев, преподаватель Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле;
  38. Антонов Константин Михайлович, заведующий кафедрой философии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  39. Иванов Михаил Степанович, профессор, советник ректора Московской духовной академии;
  40. Карпов Сергей Павлович, президент исторического факультета Московского государственного университета, академик Российской академии наук;
  41. Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры;
  42. Кириллин Владимир Михайлович, профессор Московской духовной академии;
  43. Кырлежев Александр Иванович, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии;
  44. Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»;
  45. Малер Аркадий Маркович, председатель «Интеллектуального клуба "Катехон"» при Институте философии Российской академии наук;
  46. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии;
  47. Мартинович Владимир Александрович, председатель Центра сектоведения имени преподобного Иосифа Волоцкого Белорусского экзархата;
  48. Светозарский Алексей Константинович, профессор Московской духовной академии.

Патриархия.ru

4 декабря - праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы

a7d51d5f fc29 4aeb 8a5f 2c3a66db64a7

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – таково полное название этого двунадесятого богородичного праздника (термин «двунадесятый» означает, что это один из 12 важнейших после Пасхи праздников в христианстве, посвящённых событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы).

В этот день православные христиане вспоминают, как родители Пресвятой Богородицы – святые праведные Иоаким и Анна – привели свою трёхлетнюю дочь в Иерусалимский храм, чтобы исполнить свой обет перед Господом – посвятить дочь служению Ему.

Дело в том, что Иоаким и Анна из Назарета долгое время были бесплодной парой, что в глазах современников было знаком гнева Господа. Ведь каждый еврей питал в душе надежду, что, возможно, от него или от его потомства произойдёт если не сам Мессия, то Его сподвижники. А раз Господь не дал какому-то еврею потомства, то, стало быть, считает его негодным для Своего царства. Из-за этого Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды и упрёки. Дело дошло даже до того, что однажды священник выгнал его из Иерусалимского храма: дескать, не должны здесь молиться люди, проклятые Господом!

Разгневанный Иоаким отправился в горы пасти скот, а убитая горем Анна плакала в саду, умоляя Господа послать её семье детей. И в этот момент ей явился ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнёшь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Неё будет славен во всём мире род твой».

Такое же видение было и Иоакиму, который тотчас же поспешил домой, где будущие родители Богородицы дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу. И, как было тогда заведено, отдадут ребёнка в храм для служения до совершеннолетия.

Поэтому, когда юной Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна во исполнение своего обещания Богу решили отдать дочь на воспитание в Иерусалимский храм. Протоевангелие Иакова сообщает: «И вот исполнилось Ребёнку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажжёнными светильниками, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своём храм Господен».

Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки встала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой. Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие.

Встретивший девочку первосвященник (в ряде источников сообщается, что юную Марию в храме встречал её дядя Захария, будущий отец Иоанна Предтечи), по внушению ангелов Господних, ввёл девочку в Святая Святых – место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год.

В Иерусалимском храме Мария и находилась до 14 лет – возраста совершеннолетия у древних иудеев. Вместе с другими благочестивыми девами она помогала храмовой обслуге по хозяйству и изучала Священное Писание, а в Протоевангелии Иакова сказано, что она пряла пурпур и багрянец для завесы храма.

Святитель Димитрий Ростовский в конце XVII века составил сочинение «Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии», в котором приводится рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом: «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида беседует с Девою и подаёт Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?»

По достижении совершеннолетия Мария уже не могла остаться при храме, и для Богородицы священники храма (вероятно, Её родители к тому времени уже скончались от старости) избрали супруга, который обещал с уважением относиться к Её обету девственности. Это и был престарелый Иосиф из колена Давида (причём Иосиф был избран из числа прочих женихов, так как его посох чудесным образом расцвёл).

В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавесы (символ предстоящего «прядения» младенческого тела Иисуса из «пурпура» материнской крови в утробе Марии). По другой версии, Дева Мария в то время читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се Дева приимет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы Она счастлива, если бы Она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда и произошло Благовещение: посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от Неё Спасителя.

* * *

Впервые этот праздник стал отмечаться ещё в VIII веке, но краткое его описание в месяцесловах свидетельствует об отсутствии особой торжественности его совершения. Широкое распространение праздник получил только с IX века, когда были написаны два канона праздничного богослужения: Георгия Никомидийского и Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского.

О том, почему праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы отмечается именно в начале Рождественского поста, есть замечательные слова митрополита Антония Сурожского: «Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему и в Нём — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.

Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить своё сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погружённые в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощённую; и нам дано – молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу, и ближнему нашему – соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, – пройдём же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а, становясь живыми творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная».

 

Материалы СМИ: "После Аввакума. Смогут ли старообрядцы повлиять на жизнь современной России?"

1454451767 leoамnid sevastyanov5 декабря - день рождения знаменитого протопопа Аввакума, празднование 400-летнего юбилея которого в этом году поддержано президентом. О значимости фигуры протопопа Аввакума в современной жизни - наш разговор с главой Всемирного союза староверов Леонидом Севастьяновым.

- Протопоп Аввакум - всем известное имя. Он канонизирован в старообрядческой церкви как исповедник веры, пострадавший за "древлее благочестие". Кажется, он, как никто, понят русской культурой и со всей возможной мощью встроен в нее. Он классик древнерусской литературы, его изучают в университетах. Академик Александр Панченко - человек уровня Дмитрия Лихачева - посвятил ему изумительные статьи, одна из них называлась "Аввакум как новатор". Его изучали западные слависты, такие, как Пьер Паскаль. Есть приношения его имени и от массовой культуры - Досталь снял о нем сериал "Раскол", широко показанный по ТВ. Великолепно вписанный в культуру, он хоть как-то вписан в сегодняшнюю повестку - общественную, идейную? Не вспоминаем ли мы при имени Аввакум лишь два перста фанатичной боярыни Морозовой с картины Сурикова? И не испытываем ли тайной неловкости за упертость русской мысли в мертвый буквализм?

- "Древлее благочестие" протопопа Аввакума - это не два перста и не сугубая аллилуйя. Они - лишь символы того, что он проповедовал.

Для старообрядцев протопоп Аввакум, конечно, фигура не столько культурная, сколько идейная. Для нас он символ альтернативного видения устройства жизни тогдашней России - Московского царства. Неабсолютистская, докрепостническая, нерекрутская страна - избираемый царь, соборность, купец важнее военного. Так было в годуновской России, оставшейся для поколения Аввакума эталоном.

- Но вообще-то Годунов как идеал справедливости и благоденствия - это смело. А "мальчики кровавые в глазах", и царство развалилось, и Смутное время в итоге.

- Староверы считают, что это специальная дискредитация времен Годунова, своего рода исторический антипиар.

Старообрядцы не сводят годуновское время к последним пяти кризисным годам его царствования, но смотрят на два десятилетия его присутствия рядом с властью.

Голод последних лет его правления у нас объясняется конфликтом с боярами, которые не слушались его распоряжений продавать зерно, боясь, что длившиеся несколько лет жестокие зимы продолжатся. Староверы обычно убеждены и в неучастии Годунова в убийстве младенца Димитрия, для них смерть последнего - случайность.

Для староверов время Годунова - "золотой век" в истории России. Причем в чем-то и буквально - золото лилось рекой, даже решетки на иных домах были золотыми. Купечество процветало, церковь, патриаршество установили. Расцвет гимнографии. Это не то, что романовская модель...

- То есть нелюбовь к Романовым у старообрядцев на века?

- У меня лично ее нет. Но очень многие староверы - это известная вещь - до самой революции не молились за царей Романовых. И эта нелюбовь была не столько эмоциональной, сколько идейной - им казалось, что романовское устройство России неоптимально и несправедливо. Ну а Петра I - не хочется акцентировать, но из песни слова не выкинешь - староверы и вовсе считали Антихристом. И это была не просто фигура речи.

- Боюсь, что с годуновскими идеалами мы так бы и остались в пределах Московского царства. А Петр I отвоевал России выходы к Балтийскому морю, потерянные в результате "счастливых" годуновских времен.

- Ну, конечно, это идеализация. Как после прихода к власти большевиков многие стали идеализировать "белое движение" и жизнь в царской России.

Посмотрите телеканал "Спас" - там очень заметна идеализация дореволюционной России. Точно так же староверы мифологизируют, идеализируют доромановскую страну.

Подробнее: Материалы СМИ: "После Аввакума. Смогут ли старообрядцы повлиять на жизнь современной России?"

«Здесь очень самобытно»

220444412019 4Три месяца назад, 25 августа 2020-го, решением Священного Синода РПЦ главой Тверской митрополии был назначен бывший наместник Сретенского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии Амвросий. Через три дня после этого в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом Амвросий был возведен в сан митрополита.

Владыке Амвросию 50 лет. Это крепкий, широкоплечий монах с благородным, умным, улыбчивым лицом, окаймленным бородой с пробивающейся сединой. Те, кто с ним общался лично, отмечают в архиерее доброту, внимательность, начитанность, волю, умение сопереживать, понимать, помогать. Именно таких священнослужителей называют «пастырь добрый».

Митрополит с готовностью согласился на интервью Tverigrad.ru. Вопросов у нас накопилось много, и архиерей подробно на них ответил. В первой части интервью, которую мы публикуем сегодня, митрополит Амвросий рассказал о своих впечатлениях от Тверской области, церковных доходах, ошибках священников, судьбе Спасо-Преображенского собора, своем отношении к «крестным летам» и о том, как изменилась жизнь епархии во времена коронавируса. Во второй части интервью, которую мы вскоре опубликуем, митрополит ответил на личные вопросы о семье, службе в армии и о многом другом.

«Здесь очень самобытно, нет столичной бессмысленной суеты»
— Большая часть Вашей жизни связана с Санкт-Петербургом и Москвой. Раньше в Тверской области Вы были единожды, в Нило-Столобенской пустыни. Теперь у Вас появилась возможность познакомиться с Верхневолжьем поближе. По крайней мере, Вы чуть ли не каждый день выезжаете в районы, где проводите службы в храмах и знакомитесь с жизнью приходов. После жизни в мегаполисах — довольно резкая перемена. Привыкли ли Вы к этому? Есть ли то, что Вам особенно пришлось по сердцу в провинции и то, что неприятно удивило? Природа, достопримечательности, люди?

— Действительно, значительную часть времени своего служения я провел в Санкт-Петербурге, будучи ректором Духовной академии на Неве, и в Москве, сначала как викарий Святейшего Патриарха Алексия, затем, уже после Петербурга — как ректор Московской духовной академии, наместник Сретенского монастыря. Да, сейчас я почти что в ежедневном формате знакомлюсь с приходами в разных районах епархии. Мне очень нравится в Твери и в Тверской области. Здесь очень самобытно, здесь живут добрые люди. Живут скромно, но вместе с тем — очень душевно и как-то по-настоящему. Нет столичной погони за чем-то, нет постоянной и бессмысленной суеты. В этом смысле мне здесь очень нравится, мне такой ритм жизни гораздо ближе, я считаю его более естественным для человека.

Подробнее: «Здесь очень самобытно»