В Великом Новгороде вспоминали о жертвах «большого террора»

 

1 90880x600 2К 80-летию памяти жертв «большого террора» Общество реабилитированных Новгородской области, представители Свято-Филаретовского института и члены Преображенского братства провели Акцию памяти

В рамках Благотворительной программы Общероссийской общественной благотворительной организация инвалидов-жертв политических репрессий 29 июля члены Общества реабилитированных Новгородской области (ОРНО), представители Московского Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) и члены Преображенского братства провели встречу-семинар, посвященную Памяти жертв «большого террора». Участники встречи поделились своими детскими воспоминаниями о родных и близких, которые пострадали в страшные годы репрессий. Так же члены правления ОРНО рассказали о работе над Книгами памяти, которые издаются в Новгороде с 1993 года. В ответном выступлении гости из Москвы рассказали об Акции национального покаяния, с инициативой которой в год столетия революции выступило Преображенское братство.

Николай Ольшанский, директор ОРНО, редактор Книги Памяти жертв политических репрессий Новгородской области, поблагодарил руководство, сотрудников и выпускников института за участие в подготовке и проведении встречи-семинара, а также за написание исследовательских работ о репрессиях на новгородской земле для Книги Памяти жертв политических репрессий Новгородской области.

Он вручил гостям два экземпляра 14-го тома этого издания – для автора исследовательской работы «Братство епископа Макария (Опоцкого)» Александры Будановой и для библиотеки СФИ. Работа Александры Будановой содержит уникальный материал, собранный в государственных и частных архивах. Автору удалось проследить судьбы братчиков на протяжении всего «новгородского» периода существования братства – с 1928 по 1941 годы. Ранее, в 13 томе, была опубликована статья Анны Дмитренко «Путь исповедника веры» о жизни и служении епископа Макария (Опоцкого).

После поминального чаепития участники семинарской встречи возложили цветы к памятнику жертвам репрессий в Сквере Памяти Великого Новгорода.

 По материалам сайта Российской ассоциации жертв незаконных политический репрессий

Фото Алексея Ясонова и Татьяны-Ольги Быстровой

 

Самое важное в воспитании – быть примером верующего человека

205170717 082057 1О традициях воспитания и научения христианской вере детей в Польше рассказывает Моника Никулина (в девичестве – Севастьяник), состоявшая в Братстве Православной молодежи в Польше

Моника Никулина родилась и воспитывалась в православной семье в Белостоке (Польша). Была активным членом Братства Православной молодежи в Польше. В 19 лет переехала в Россию, где закончила Иконописную школу (отделение лицевого шитья) при Московской Духовной Академии. Магистр теологии Христианской Богословской Академии в Варшаве. Замужем за священником Екатеринбургской епархии. Воспитывает двух сыновей.

Интервью с Моникой Никулиной публикуется в преддверии фестиваля «Преображенские встречи. Время новой соборности», который откроется в Москве 19 августа и одна из площадок которого будет посвящена теме христианского воспитания детей и подростков.

«…Ребенок должен быть в состоянии, посмотрев на своих родителей, видеть, что то, что ему рассказывают, на самом деле живет в них. Они, может быть, несовершенны – это ребенок отлично понимает, но они стремятся жить по вере, и это составляет смысл и содержание их жизни; это дело другое. И чтобы он видел в них добротность, честность, те свойства, которые просто человечны, но которые уже на грани святости, если только их коснется искорка Божия…».
Митрополит Сурожский Антоний
– Моника, о каких особенных отличительных методах воспитания и научения христианской вере можно говорить, ориентируясь на ваш опыт жизни на родине в Польской православной автокефальной церкви?

Моника Никулина: Известно, что основной задачей Православной Церкви вообще является распространение истины и слова о жизни, смерти и воскресении Господа Иисуса Христа, обучение истинам веры и указание нравственных ценностей и образцов поведения.

Одним из методов проповеди Польской православной автокефальной церкви являются обязательное и повсеместное школьное преподавание Закона Божьего. Здесь важно отметить непрерывность этого процесса в Польше. Несмотря на неблагоприятные, а иногда даже враждебные обстоятельства, бывшие в нашей стране, занятия эти происходили непрерывно. Закону Божию обучали и между Первой и Второй мировыми войнами, когда польские власти разрушали православные церкви и закрывали приходы, и во время Второй мировой войны. И даже после войны, когда духовенство было лишено связи со школой (тогда многие верующие из страха скрывали свою веру). Несмотря на это обучение религии еженедельно происходило в православных приходах. Занятия проводились по субботам и воскресеньям. Непрерывно. Из года в год.

Ситуация коренным образом изменилась в 1990 году. С этого времени курс «Католическая и православная религия» (так официально называется предмет) стал преподаваться во всех детских садах, начальных и средних школах. В специальной инструкции министра образования с 1990 года говорится: «Руководствуясь принципом, что обучение Закону Божьему – это неотъемлемая часть воспитания, государство гарантирует родителям право на обучение Закону Божьему для их детей в государственных школах».

То есть школа стала обязана воспитывать детей. И не просто воспитывать, а воспитывать в религиозном духе. Кстати, на мой взгляд, это то, от чего хотят избавить школу в России.

Подробнее: Самое важное в воспитании – быть примером верующего человека

Революция как личный опыт?

IM6G 3228 900x600В Москве прошел экспертный круглый стол «Церковь о революции»

26 июля в Москве прошел экспертный круглый стол «Церковь о революции» с участием священников, журналистов, социологов. Насколько востребована в России церковная оценка событий 1917 года? Какие дискуссии в связи со столетием революции ведутся сегодня в православном сообществе? На эти и другие вопросы отвечали участники встречи.
Отправной точкой для разговора стали результаты двух медиаисследований. Первое было посвящено изучению основных подходов церковных СМИ к теме революции в связи со столетием трагических событий. В рамках исследования был проведен дискурс-анализ высказываний церковных спикеров – священников, преподавателей духовных академий, членов православных объединений, людей, подчеркивающих свое православное вероисповедание.

«Главный вывод, который мы сделали, это то, что дискуссия оказалась поверхностной. И это печально», – подчеркнула соавтор исследования журналист, редактор отдела политики журнала «Огонек» Ольга Солодовникова. По ее словам, «две трети текстов ограничиваются констатацией, повторяют шаблонные фразы “это была трагедия”, “нужно усвоить уроки”, но нет никакой попытки размышления о том, какие именно уроки, почему именно произошла трагедия и так далее».

Прослеживается два варианта трактовки событий 1917 года. Произошедшее подается либо объективистски и безоценочно (просто пересказываются факты, не дается никакого осмысления произошедшего), либо идеологически (как правило, в рамках концепции «непрерывной» истории, для которой эпоха большевизма делается как бы преемственной по отношению к истории прежней России).

В интернет-пространстве и диалогах в социальных сетях складывается несколько иная ситуация. Виктория Мерзлякова, кандидат культурологии, доцент РГГУ и РАНХиГС, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ представила свое исследование «Революция. Церковь. Соцсети». Изучив материалы официальных групп в сети «ВКонтакте», она проанализировала, как воспринимаются сегодня темы, связанные с революцией и событиями Октября 1917 года в тематических православных сетевых сообществах.

Виктория Мерзлякова отметила, что в соцсетях есть попытка поиска ответа на вопрос «Что делать?». Пользователи пытаются найти именно прагматический, продуктивный выход в конкретных делах (например, восстановлении храмов или сохранении памяти о людях или местах трагедий).

Вместе с тем, изучая интернет-пространство, Виктория пришла к выводу, что в разговоре о революции сегодня очень не хватает личных историй, рассказов о конкретных людях, семьях и их судьбах. «Этот потенциал социальные сети используют недостаточно. А именно рассказывание историй (story telling) могло бы стать наиболее важной, значимой составляющей в развитии дискуссии о революции, – сказала она. – Историю трагических событий можно передать не только сухими фактами, но и облечь в понятный, интересный читателям разговор».

Подробнее: Революция как личный опыт?

Престольный праздник отметили на московском Подворье Сербской Православной Церкви

 

timt74humb.3php 2312 июля 2017 года, в праздник святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, на московском Подворье Сербской Православной Церкви – в Петропавловском храме на Яузе – отмечался престольный праздник. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Божественную литургию в этот день возглавил представитель Патриарха Антиохийского при Московском Патриаршем престоле митрополит Филиппопольский Нифон.

Архипастырю сослужили представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, духовенство храма.

На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич.

После Литургии был совершен крестный ход, по окончании которого состоялось вручение наград Сербской Православной Церкви. Сотрудник Секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев был удостоен ордена святого деспота Сербского Стефана Лазаревича. Орден святого Стефана получил также Бранко Влахович, корреспондент белградской газеты «Вечерние новости». Орденом святого короля Милутина отмечен меценат и благотворитель Перо Томич. Награды вручил митрополит Филиппопольский Нифон.

Епископ Моравичский Антоний поздравил присутствующих с престольным праздником Подворья Сербской Православной Церкви в Москве. Архипастырь, в частности, сказал: «Сегодня мы чтим первоверховных апостолов, которые основали эту Церковь. Это знамение для нас, что Вы, дорогой владыка Нифон, как наследник апостолов сегодня совершили Божественную литургию в нашем храме и вознесли молитвы за многострадальный народ в вашем Отечестве, за которое молятся и которому сострадают наши прихожане, русский народ и народ сербский».

Епископ Моравичский Антоний преподнес митрополиту Филиппопольскому Нифону на молитвенную память святую панагию и крест.

В ответном слове владыка Нифон выразил благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за возможность совершить в престольный праздник Сербского Подворья в Москве Божественную литургию, свидетельствующую о единстве Поместных Православных Церквей.

С приветственным словом к участникам торжества также обратился заместитель председателя Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.

Служба коммуникации ОВЦС

В Глазове открылась выставка, посвященная опыту духовного сопротивления в годы репрессий

01 444900x600По благословению епископа Глазовского и Игринского Виктора в Глазове открылась выставка «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке»

На ФОТО: В центре – епископ Глазовский и Игринский Виктор, справа – Александр Копировский, профессор Свято-Филаретовского института и член Преображенского братства, слева – Сергей Логинов, заведующий кафедрой истории и социально гуманитарных дисциплин ГГПИ
В центре – епископ Глазовский и Игринский Виктор, справа – Александр Копировский, профессор Свято-Филаретовского института и член Преображенского братства, слева – Сергей Логинов, заведующий кафедрой истории и социально гуманитарных дисциплин ГГПИ


Экспозицию, посвященную опыту духовного сопротивления в годы репрессий, можно увидеть в здании Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко (ГГПИ) с 27 мая по 25 июня. На выставке представлены документы, вещи, фотографии из Глазовского краеведческого музея, архивов и частных собраний.

В торжественном открытии выставки приняли участие епископ Глазовский и Игринский Виктор, заведующий кафедрой истории и социально гуманитарных дисциплин ГГПИ Сергей Логинов, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский, научный сотрудник МБУК «Глазовский краеведческий музей» Глеб Кочин.

Епископ Глазовский и Игринский Виктор, поблагодарил и наградил архиерейской грамотой организаторов выставки – Культурно-просветительский фонд «Преображение» и Преображенское братство.

Обращаясь к собравшимся, епископ Виктор отметил: «В год трагического юбилея столетия революции важно, чтобы подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской был нашим народом осознан. Если мы не осознаем величие этого подвига, есть опасность повторения тех печальных событий. Мы собираем данные о новомучениках и исповедниках на нашей земле, чтобы увидеть и осознать их опыт, посмотреть на себя со стороны – а мы готовы поступать, как поступили они? Готовы ли мы пожертвовать ради Христа, ради веры, ради нашего Отечества?»


Выставка экспонировалась во многих российских городах, в том числе в Архангельске, Воронеже, Екатеринбурге, Перми, Пскове, Санкт-Петербурге, Томске, Хабаровске, Челябинске. При активной поддержке Глазовской епархии и Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко стало возможно её проведение и в Глазове.

Адрес: ул. Карла Маркса, 29, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, учебный корпус №3

Время работы выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Урале в ХХ веке»: 27 мая – 25 июня 2017 года

Пн., ср., пт.: с 10:00 до 18:00
Вт., чт., сб., вс.: с 10:00 до 20:00

Экскурсии:
сб.: 14:00 и 17:00
вс.: 15:00 и 16:00

Александр Корнеев

Фото Платона Бушмелева