Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском

 

tim999999thumb.php 2919 октября 2018 года в Апостольском дворце в Ватикане состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском.

Папа Франциск тепло приветствовал митрополита Илариона, который в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви накануне принял участие в пленарной сессии XV Генеральной ассамблеи Синода епископов Католической Церкви и обратился к ее участникам с речью. Папа сердечно поблагодарил митрополита Илариона за выступление. В свою очередь, председатель ОВЦС передал Папе Франциску слова приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В ходе встречи, проходившей в атмосфере взаимопонимания и доброжелательности, стороны обсудили актуальные вопросы отношений между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью. Митрополит Иларион поделился своими положительными впечатлениями от услышанных на пленарной сессии Синода выступлений. Владыка также рассказал Папе Римскому о своем рабочем визите в Португалию в сентябре этого года, в ходе которого состоялись плодотворные встречи с кардиналом Мануэлом Клементе, патриархом Лиссабонским, и другими высокими представителями Римско-Католической Церкви в Португалии, продемонстрировавшие высокую степень взаимопонимания между православными и католиками по основным проблемам современности.

Подробнее: Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском

В Тверской епархии появятся миряне-благовестники

4420 900x600Одно из важнейших решений Поместного собора 1917–1918 годов начнут исполнять в Тверской епархии

В Твери состоялся открытый семинар «Принятые и непринятые решения Поместного собора 1917–18 гг.» Его организовали Боголюбское, Спасское и Мариинское малые православные братства по благословению и при участии митрополита Тверского и Кашинского Саввы, который ещё будучи наместником Новоспасского монастыря в Москве председательствовал в комиссии по изданию материалов Поместного собора 1917-1918 годов.

Сто лет назад, 20 сентября 1918 года большевистская власть насильственно закрыла Всероссийский Поместный собор, на повестке которого стояли жизнеобразуюшие для Русской церкви вопросы.За десятилетия советских гонений на православную церковь эти вопросы не могли быть решены и актуальность многих из них только возрастала. Поэтому и встреча носила скорее не исторический, а практический характер.

Особое внимание было уделено кризису церковного проповедничества, который отмечали многие пастыри и богословы еще до начала XX века.

– В результате обсуждения проблем проповеди и подготовки проповедников на Поместном соборе приняли формулировку, что проповедь – одна из главнейших обязанностей священника, – напомнила в своем докладе председатель Свято-Мариинского братства магистр богословия Лидия Крошкина. – Звучать она должна чаще и не только на богослужении.

Чтобы усилить действенность церковного слова на Московском соборе было предложено привлечь к проповеди кроме священников, также и дьяконов, и псаломщиков, и благочестивых подготовленных мирян. Конечно, при благословении епископа и местного священника. Так появлялись и действовали целые благовестнические братства. Эта идея вдохновила владыку Савву на то, чтобы подумать о создании подобного братства в Твери.

– Прекрасная идея – создание благовестнических братств, чтобы миряне могли проповедовать в храме. Есть соответствующее решение Синода, принятое ещё в 90-х, которое позволяет говорить слово мирянам, ученикам духовных школ. Конечно, остро стоит вопрос о доверии слушающих проповеднику: не скажет ли он какую-нибудь ересь или крамолу. Создать такое братство не сложно, но, видимо, нужен какой-то совет, чтобы прослушивать проповедников, смотреть, какое у него духовное образование. Не секрет, что батюшки часто не успевают толком приготовиться к проповеди, и такой подход мог бы решить проблему, – заключил митрополит Савва.

Ещё один важный тезис, неоднократно озвученный участниками Поместного собора, – разрешить использование на богослужении местные языки и наречия. Особую остроту эта проблема приобрела в годы атеистической власти, не заинтересованной в понятности богослужения. Чтобы еще отдалить церковный народ от смысла, идеологи атеизма попытались закрепить в церковном сознании использование непонятного церковнославянского языка, как единственно возможную традицию.

И эта советская традиция не преодолена в церкви даже сейчас. Как заметил ведущий семинара Андрей Васенёв:

– Острота вопроса даже не в языке, а в постановке проблемы. Панический страх вызывает немедленная тотальная русификация богослужения, но этого никто и не предлагает. Нам важно научиться видеть и принимать все разнообразие церковных традиций.

Подробнее: В Тверской епархии появятся миряне-благовестники

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви

timth34432umb.php 31Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске.

С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата.

Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса.

Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11).

Решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлученного от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению.

Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове от 27 мая 1992 года митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил решение Харьковского Собора и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства, по следующим обвинениям: «Жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1. 7-8; Апостольское правило 27); внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18:7; I Вселенского Собора правило 3, VI Вселенского Собора правило 5); клятвопреступление (Апостольское правило 25); публичная клевета и хула на Архиерейский Собор (II Вселенского Собора правило 6); совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (Апостольское правило 28); учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15)». Все рукоположения, совершенные Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 года, и наложенные им прещения были признаны недействительными.

Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность, в том числе и в пределах иных Поместных Церквей. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года он был предан анафеме.

Означенные решения были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской Церковью. В частности, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей 26 августа 1992 года в ответе на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном».

В письме Святейшего Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 года об анафематствовании Филарета Денисенко указано: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь».

Подробнее: Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством...

Православные и католики обсудили тему борьбы с зависимостями

timthumb.php 34

1-2 октября 2018 года в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция на тему «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд». Конференция была организована Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Санкт-Петербургской митрополией Русской Православной Церкви в сотрудничестве с благотворительными фондами «Диакония» (Санкт-Петербург) и «Старый Свет» (Москва) при поддержке фонда «Помощь Церкви в нужде». В конференции приняли участие около 60 человек – священнослужителей, церковных социальных работников и экспертов из России, Польши, Румынии, Германии и Беларуси.

Конференцию открыл модератор встречи, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.

С приветственным словом выступил ректор католической семинарии «Мария – Царица апостолов» священник Константин Передерий, который отметил положительный аспект сотрудничества Православной Церкви и Католической Церкви. По его мнению, особую важность в этой работе приобретает перспектива создания программы по работе с наркозависимыми для духовных школ, чтобы лучше подготовить семинаристов к встрече с проблемами зависимости.

Глава Русского отдела фонда «Помощь Церкви в нужде» Петр Гуменюк в приветственном слове отметил международный характер конференции и поблагодарил от имени руководства фонда митрополита Ладожского и Санкт-Петербургского Варсонофия за поддержку в подготовке и проведении форума.

Подробнее: Православные и католики обсудили тему борьбы с зависимостями

Реализация принципа выборности церковной власти в Кипрской Православной Церкви

88 4 29387Внутренняя жизнь каждой из Поместных Православных Церквей содержит свои тонкости, зачастую знакомые немногим. Автор статьи рассказывает о принципах выборности, которые и ныне существуют в Кипрской Православной Церкви

Периодически в церковной публицистике возникает тема выборности церковной власти на разных уровнях – от приходского духовенства до предстоятеля. При этом практически все публицисты ограничиваются замечаниями общего характера, в зависимости от их личного отношения к этому принципу[1]. Сами возможные механизмы осуществления выборности никак не раскрываются и не описываются. Более того, все рассуждения обычно обрываются на вопросе «кто будет выбирать?», под которым подразумевается, что общинная жизнь на приходах еще не настолько развита, чтобы возлагать на людей прямую ответственность. Изредка можно услышать и критические замечания в адрес принципа выборности духовенства, вызванные как раз попыткой мысленно сконструировать механизмы его осуществления[2].

Не стоит забывать, однако, что в ряде поместных церквей принцип выборности духовенства закреплен в уставе и успешно реализуется. В данной статье, после краткой исторической справки и замечаний общего характера, я опишу, как это происходит в Кипрской Православной Церкви.

 

Краткая историческая справка

Принцип выборности изначально был присущ Церкви. В первой главе книги Деяний читаем, как произошло избрание апостола Матфия: «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): Мужи братия! <…> надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус <…>, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились <…> и бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:15-16,21-24,26). Здесь важно отметить, что все собрание 120 учеников поставляет (то есть избирает из своей среды) двоих, о которых и бросают жребий. Свт. Иоанн Златоуст обращает на это внимание особенно: «Не сам Петр поставил их, но – все»[3]. В Деян. 6 описывается избрание диаконов. Как оно происходит? «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: <…> Итак, братия, выберите из среды себя семь человек <…>, их поставим на эту службу <…>. И угодно было это предложение всему собранию <…>, их поставили перед Апостолами, и сии,помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:2-3, 5-6).

На протяжении истории Церкви поставление кандидата на место митрополита или епископа изначально подразумевало участие или как минимум одобрение народа Божьего и клира. Затем постепенно участие народа сходит на нет и замещается участием императора, за которым остается последнее слово в деле назначения епископов и который, будучи мирянином, воспринимается как представитель народа[4].

Аналогичные процессы происходили и на Руси. «Должности приходских священнослужителей занимались по результатам выборов, проводившихся прихожанами. Архиерею прихожане представляли специальный документ об итогах выборов, в котором указывалось имя кандидата и давалась характеристика его нравственного облика. После этого архиерей проводил краткое испытание кандидата, рукополагал его в священный сан и назначал на должность в соответствующем приходе. Право прихожан проводить такие выборы неоднократно подтверждалось в XVIII в. Оно ограничивалось тем, что прихожане обязаны были избирать не одного, а трех кандидатов, окончательный выбор между которыми совершался епархиальным архиереем»[5]. Но с XIX века церковные должности перестали быть выборными, приходское духовенство стало назначаться епископом, а епископы – Синодом[6]. Исправить сложившуюся ситуацию поставил своей целью Поместный собор 1917-1918 годов, но все благие начинания по вовлечению мирян в церковное управление и по введению выборности духовенства на всех уровнях были практически полностью аннулированы в советское время[7].

Подробнее: Реализация принципа выборности церковной власти в Кипрской Православной Церкви