Глава Тверской митрополии встретился с корреспондентом «Тверской Жизни»

2f6960fa0cf36d032f65fa14 июля этого года решением Священного Синода главой Тверской митрополии взамен ушедшего на покой митрополита Виктора был назначен бывший на тот момент викарием Московской епархии епископ Вознесенский Савва. 18 июля он был возведен в сан митрополита.

Митрополит Савва: Церковь – это все мы…
Новый глава Тверской митрополии на 40 лет моложе своего предшественника, но, будучи заместителем управляющего делами Московской патриархии (эта должность сохранилась за ним и поныне), обладает большим опытом церковного управления.

Очевидность того, что главой одной из древнейших епархий в Русской Церкви стал человек нового поколения, заставляет ожидать серьезных изменений не только в церковной жизни Верхневолжья, но и в отношении тверитян, независимо от их религиозных убеждений, к церкви и ее месту в нашей жизни. С этого и начался наш разговор с владыкой Саввой.

– Ни для кого не секрет, Ваше высокопреосвященство, что от людей мирских, нецерковных очень часто можно слышать весьма нелестные высказывания о людях церкви. Спорить с ними довольно сложно, хотя я знаю много замечательных священников, любимых паствой и очень много делающих для церкви и для людей. Может быть, Вы знаете, как можно изменить к лучшему отношение мира к церкви?

– Тут, наверное, не очень много можно сделать. Ведь и в Евангелии сказано, что мир Христа не принял. Истоком этого неприятия была зависть, а результатом – распятие Иисуса Христа. То есть для мира такое негативное отношение к Церкви Христовой закономерно. А в современном обществе, в процессе глобализации, при развитии интернет-систем, все худое распространяется особенно явно и часто.

Сделать можно лишь одно: объяснить людям, что церковь – это не только священнослужители. Это общность людей, стремящихся жить по заповедям Христа – не убивать, не воровать, любить друг друга. То есть Церковь – это все мы: и вы, и я, и те бабушки и дедушки, что молятся за своих родных. Разве мы делаем что-то плохое для людей? Церковь выступает против абортов, алкоголизма, наркомании и при этом помогает женщинам, оказавшимся в трудном положении, создает центры реабилитации наркоманов, организует общества трезвости. Пусть по этим делам судят о нас, а не по тем священнослужителям, которые совершают какие-то неблаговидные поступки.

– А какой в этом отношении видится Вам роль прессы? Какой образ церкви она создает?

– Я читаю критические материалы о церкви. К сожалению, эта критика редко бывает доброжелательной. Чаще – однобокой, несправедливой, а то и просто проплаченной.
Еще чаще пресса просто ищет жареные факты, чтобы привлечь к себе внимание, порой без всякого смысла. Обо мне, например, написали, что я проезжал в районе ДТП и едва не стал его участником. Я не имел к этому ДТП никакого отношения, но имя прозвучало. Ради чего? Чтобы что-то улучшить или просто сообщить нечто не очень приятное для нас?

– Прессу в целом я тоже не возьмусь защищать. Она, ра-зумеется, очень разная. А как, на Ваш взгляд, должны складываться отношения церкви с властью?

– Всякая власть – от Бога. Надо сознавать, что, критикуя власть, мы бьем сами себя по затылку. Все, что происходит с нами, – это то, чего мы заслуживаем. Много, например, говорят о коррупции. Но ведь и она вырастает снизу, из мелкого воровства на своем рабочем месте, к которому очень склонны наши соотечественники. Я рекомендую всем, да и себе самому, первым делом задаваться вопросом: что ты сделал в своем доме, в своей семье, на своей работе, чтобы мир стал лучше? А уже потом, решив эту задачку, критиковать власть. На этой основе мы и строим наши отношения с нею.

Подробнее: Глава Тверской митрополии встретился с корреспондентом «Тверской Жизни»

Отошёл ко Господу отец Роберт Тафт

BC82DC9F D5BE 41F9 8D0B FC0D981C16B32 ноября 2018 года на 87-м году жизни отошел ко Господу архимандрит Роберт Фрэнсис Тафт, SJ – католический священник и выдающийся христианский ученый, историк восточно-христианского богослужения

Роберт Тафт родился 9 января 1932 года в Провиденсе (США). В 17 лет он вступил в Общество Иисуса (Орден иезуитов), в 1963 году был рукоположен во пресвитеры по византийскому обряду. В 1960-е годы под влиянием профессора Хуана Матеоса о. Роберт занялся историей восточно-христианской богослужебной традиции. Он обладал магистерскими степенями по философии, русскому языку и богословию; его докторская диссертация «Великий вход», историческое исследование о литургии от Херувимской песни до анафоры, стала поворотным моментом в истории изучения византийской традиции богослужения. С 1970 года главным местом служения отца Роберта стал Папский Восточный институт в Риме, где он преподавал до 2008 года, будучи его вице-ректором (1995-2001) и возглавляя подготовку крупнейших периодических изданий Orientalia Christiana Analecta и Orientalia Christiana Periodica. Отец Роберт читал лекции во многих странах, участвовал в создании научных обществ и активно и творчески трудился в них; неслучайно о. Роберта называют учителем многих учителей. Он оставил после себя более 800 научных работ и публикаций, среди которых особое место занимают диссертация «Великий вход» (1975), курс лекций «Богослужение суточного круга Востока и Запада» (1986) и главный многотомный труд всей его жизни «История литургии св. Иоанна Златоуста». Отец Роберт создал целую научную школу, воспитав множество учеников, которые с благодарностью вспоминают его заботу и научную и человеческую поддержку. С особым вниманием о. Роберт относился и к развитию литургической науки в России и всегда поддерживал исследовательские инициативы.

Подробнее: Отошёл ко Господу отец Роберт Тафт

В Москве и десятках других городов поминали жертв репрессий

0002 900x675«В начале “Молитвы памяти” я пела “Когда убили одного” Величанского, и был такой ветер, что всё падало вокруг. Словно души людей, тех, о которых мы потом молились в течение семи часов, пришли к нам сказать, как важна эта память… Может, о них никто больше и не вспомнит, кроме нас. Но сегодня в Нововоронеже подошла женщина, взяла листок с именами для поминовения и во время чтения запнулась, заплакала и сказала, что здесь имя её родственника». 

В Москве и нескольких десятках городов России, а также в других странах во вторник, 30 октября, в общероссийский День памяти жертв советских репрессий, прошла ежегодная акция «Молитва памяти», инициированная Преображенским братством.

– Сегодня мы вспоминаем людей, которые жили на нашей земле, надеялись на лучшее, искали доброго и не могли себе представить, что их жизнь прервется бесчеловечно, безвременно, беззаконно, что найдутся такие силы, которые пойдут против Бога и против людей, против народа, его традиций, против собственной земли и церкви, – сказал, открывая акцию «Молитва памяти», духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков. – Мы молимся за всех, кто подвергся беззаконному насилию, за праведников и грешников, за жертв и даже за убийц. Конечно, мы не ставим памятники убийцам и палачам – не следует этого делать. Но и судить людей сейчас мы не можем. Суд мы отдаём самому Господу и поэтому молимся за всех тех, кто страдал, страдал беззаконно, кто не вынес этих страданий. Нам нужно найти путь к освобождению, к свободе, к вере, радости и любви. Эта задача стоит перед каждым человеком в нашей стране.

Участие в «Молитве памяти» принимают известные церковные и общественные деятели, актеры, ученые, писатели, режиссеры, священнослужители.

– Наша совесть и наш долг заставляют вспомнить тех, кто прошел страшные испытания 1920-30-40 годов, чтобы они не забылись современниками и чтобы те события никогда больше не возвратились на нашу землю, – сказал во время «Молитвы памяти» в Томске митрополит Томский и Асиновский Ростислав. – В то время удар наносился как по конкретно взятому человеку, по его свободе, по личности, так и в целом по культуре, по традициям нашего народа.

Традиционно акция прошла не только в России, но и городах ближнего и дальнего зарубежья – Кишиневе, Риге, Миннеаполисе, Ницце. В Париже «Молитву памяти» совершил клирик кафедрального Свято-Троицкого собора священник Иоанн Димитров вместе с прихожанами собора, выпускниками Парижской Духовной семинарии, друзьями и членами Преображенского братства.I5555MG 2646

– Необходимость совершить в этот день именно молитву представляет собой христианский ответ на трагические события русской истории и покаяние перед Богом и людьми за то, что совершалось в нашей стране, на нашей земле в годы советской власти, руками тех, кто на нашей земле жил – за братоубийство, доносительство, насилие, – отметила Зоя Дашевская, декан богословского факультета Свято-Филаретовского института.

В этому году «Молитва памяти» проходила в рамках Форума национального покаяния и возрождения «Имеющие надежду». Чтобы возрождение нашего народа и Русской церкви стало возможным, должно быть раскаяно «возведение в общественную норму лжи, доносительства, насилия и жестокости», утверждается в одном из тезисов Форума.

– Репрессии не происходили сами собой, было много людей, которые доносили. Все начиналось со стукачей. Покаяться многим есть в чём, и наши воспоминания должны быть общими. Каждый из нас в произошедшем виноват. В русской православной традиции главное – это оплакивание и поминание. История – это память. Кроме истории, у человечества больше ничего нет, – сказал писатель Евгений Водолазкин, принявший участие в «Молитве памяти» в Санкт-Петербурге.

– Катастрофа, случившаяся в ХХ веке, нанесла страшные удары по русскому государству и русскому человеку, породив беспамятство и состояние «исторического запоя», в котором до сих пор мы продолжаем существовать, – сказал руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин. – «Молитва памяти» помогает нам выходить из этого морока. Мы называем наше совместное дело молитвой, а не просто неким митингом, потому что молитва есть обращение ума и сердца к Богу, именно в этом обращении очищается и просветляется человеческое сознание.

Ежегодная акция «Молитва памяти» – молитвенное поминовение погибших и пострадавших в годы репрессий. Ее участники вспоминают имена всех жертв, включая тех людей, которые сами были причастны к проведению репрессий, но впоследствии также от них пострадали. Акция проходит по инициативе Преображенского братства при поддержке Синодального отдела Русской православной церкви по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ. Присоединиться к которым может любой желающий.

Александр Сокуров, кинорежиссер, сценарист, народный артист России: «Мы здесь собрались в эти печальные дни, это знак того, что мы не забыли. Сейчас нужно хотя бы оплакивать погибших, на большее у нас нет сил. Здесь мало молодёжи, нет военных, посмотрите, нет служащих, нет депутатов, нет людей из силовых структур. Это грустно. Но говорить об этом необходимо».

Подробнее: В Москве и десятках других городов поминали жертв репрессий

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском

 

tim999999thumb.php 2919 октября 2018 года в Апостольском дворце в Ватикане состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском.

Папа Франциск тепло приветствовал митрополита Илариона, который в качестве наблюдателя от Русской Православной Церкви накануне принял участие в пленарной сессии XV Генеральной ассамблеи Синода епископов Католической Церкви и обратился к ее участникам с речью. Папа сердечно поблагодарил митрополита Илариона за выступление. В свою очередь, председатель ОВЦС передал Папе Франциску слова приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В ходе встречи, проходившей в атмосфере взаимопонимания и доброжелательности, стороны обсудили актуальные вопросы отношений между Московским Патриархатом и Римско-Католической Церковью. Митрополит Иларион поделился своими положительными впечатлениями от услышанных на пленарной сессии Синода выступлений. Владыка также рассказал Папе Римскому о своем рабочем визите в Португалию в сентябре этого года, в ходе которого состоялись плодотворные встречи с кардиналом Мануэлом Клементе, патриархом Лиссабонским, и другими высокими представителями Римско-Католической Церкви в Португалии, продемонстрировавшие высокую степень взаимопонимания между православными и католиками по основным проблемам современности.

Подробнее: Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском

В Тверской епархии появятся миряне-благовестники

4420 900x600Одно из важнейших решений Поместного собора 1917–1918 годов начнут исполнять в Тверской епархии

В Твери состоялся открытый семинар «Принятые и непринятые решения Поместного собора 1917–18 гг.» Его организовали Боголюбское, Спасское и Мариинское малые православные братства по благословению и при участии митрополита Тверского и Кашинского Саввы, который ещё будучи наместником Новоспасского монастыря в Москве председательствовал в комиссии по изданию материалов Поместного собора 1917-1918 годов.

Сто лет назад, 20 сентября 1918 года большевистская власть насильственно закрыла Всероссийский Поместный собор, на повестке которого стояли жизнеобразуюшие для Русской церкви вопросы.За десятилетия советских гонений на православную церковь эти вопросы не могли быть решены и актуальность многих из них только возрастала. Поэтому и встреча носила скорее не исторический, а практический характер.

Особое внимание было уделено кризису церковного проповедничества, который отмечали многие пастыри и богословы еще до начала XX века.

– В результате обсуждения проблем проповеди и подготовки проповедников на Поместном соборе приняли формулировку, что проповедь – одна из главнейших обязанностей священника, – напомнила в своем докладе председатель Свято-Мариинского братства магистр богословия Лидия Крошкина. – Звучать она должна чаще и не только на богослужении.

Чтобы усилить действенность церковного слова на Московском соборе было предложено привлечь к проповеди кроме священников, также и дьяконов, и псаломщиков, и благочестивых подготовленных мирян. Конечно, при благословении епископа и местного священника. Так появлялись и действовали целые благовестнические братства. Эта идея вдохновила владыку Савву на то, чтобы подумать о создании подобного братства в Твери.

– Прекрасная идея – создание благовестнических братств, чтобы миряне могли проповедовать в храме. Есть соответствующее решение Синода, принятое ещё в 90-х, которое позволяет говорить слово мирянам, ученикам духовных школ. Конечно, остро стоит вопрос о доверии слушающих проповеднику: не скажет ли он какую-нибудь ересь или крамолу. Создать такое братство не сложно, но, видимо, нужен какой-то совет, чтобы прослушивать проповедников, смотреть, какое у него духовное образование. Не секрет, что батюшки часто не успевают толком приготовиться к проповеди, и такой подход мог бы решить проблему, – заключил митрополит Савва.

Ещё один важный тезис, неоднократно озвученный участниками Поместного собора, – разрешить использование на богослужении местные языки и наречия. Особую остроту эта проблема приобрела в годы атеистической власти, не заинтересованной в понятности богослужения. Чтобы еще отдалить церковный народ от смысла, идеологи атеизма попытались закрепить в церковном сознании использование непонятного церковнославянского языка, как единственно возможную традицию.

И эта советская традиция не преодолена в церкви даже сейчас. Как заметил ведущий семинара Андрей Васенёв:

– Острота вопроса даже не в языке, а в постановке проблемы. Панический страх вызывает немедленная тотальная русификация богослужения, но этого никто и не предлагает. Нам важно научиться видеть и принимать все разнообразие церковных традиций.

Подробнее: В Тверской епархии появятся миряне-благовестники