Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви

timth34432umb.php 31Заявление принято на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 октября 2018 года в Минске.

С глубочайшей болью Священный Синод Русской Православной Церкви воспринял опубликованное 11 октября 2018 года сообщение Константинопольской Патриархии о принятых решениях Священного Синода Константинопольского Патриархата: о подтверждении намерения «предоставить автокефалию Украинской Церкви»; об открытии в Киеве «ставропигии» Константинопольского Патриарха; о «восстановлении в архиерейском или иерейском чине» лидеров украинского раскола и их последователей и «возвращении их верующих в церковное общение»; об «отмене действия» соборной грамоты Константинопольского Патриархата 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского Патриархата.

Эти беззаконные решения Синод Константинопольской Церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской Православной Церкви и всей полноты Русской Православной Церкви, а также братских Поместных Православных Церквей, их Предстоятелей и архиереев к всеправославному обсуждению вопроса.

Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви: «Если… кто из епископов, пресвитеров, диаконов или кто-либо из клира окажется сообщающимся с отлученными от общения, да будет и сам вне общения церковного как производящий замешательство в церковном чине» (Антиохийского Собора правило 2; Апостольские правила 10, 11).

Решение Константинопольского Патриархата о «восстановлении» канонического статуса и принятии в общение бывшего митрополита Филарета Денисенко, отлученного от Церкви, игнорирует ряд последовательных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, правомерность которых не подлежит сомнению.

Решением Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви в Харькове от 27 мая 1992 года митрополит Филарет (Денисенко) за невыполнение клятвенно данных им перед крестом и Евангелием на предшествующем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви обещаний был смещен с Киевской кафедры и запрещен в священнослужении.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определением от 11 июня 1992 года подтвердил решение Харьковского Собора и изверг Филарета Денисенко из сана, лишив всех степеней священства, по следующим обвинениям: «Жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1. 7-8; Апостольское правило 27); внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18:7; I Вселенского Собора правило 3, VI Вселенского Собора правило 5); клятвопреступление (Апостольское правило 25); публичная клевета и хула на Архиерейский Собор (II Вселенского Собора правило 6); совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (Апостольское правило 28); учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15)». Все рукоположения, совершенные Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 года, и наложенные им прещения были признаны недействительными.

Несмотря на неоднократные призывы к покаянию, после лишения архиерейского сана Филарет Денисенко продолжал раскольническую деятельность, в том числе и в пределах иных Поместных Церквей. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года он был предан анафеме.

Означенные решения были признаны всеми Поместными Православными Церквами, в том числе и Константинопольской Церковью. В частности, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей 26 августа 1992 года в ответе на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном».

В письме Святейшего Патриарха Варфоломея Святейшему Патриарху Алексию II от 7 апреля 1997 года об анафематствовании Филарета Денисенко указано: «Получив уведомление об упомянутом решении, мы сообщили о нем иерархии нашего Вселенского Престола и просили ее впредь никакого церковного общения с упомянутыми лицами не иметь».

Подробнее: Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с посягательством...

Православные и католики обсудили тему борьбы с зависимостями

timthumb.php 34

1-2 октября 2018 года в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция на тему «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд». Конференция была организована Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Санкт-Петербургской митрополией Русской Православной Церкви в сотрудничестве с благотворительными фондами «Диакония» (Санкт-Петербург) и «Старый Свет» (Москва) при поддержке фонда «Помощь Церкви в нужде». В конференции приняли участие около 60 человек – священнослужителей, церковных социальных работников и экспертов из России, Польши, Румынии, Германии и Беларуси.

Конференцию открыл модератор встречи, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.

С приветственным словом выступил ректор католической семинарии «Мария – Царица апостолов» священник Константин Передерий, который отметил положительный аспект сотрудничества Православной Церкви и Католической Церкви. По его мнению, особую важность в этой работе приобретает перспектива создания программы по работе с наркозависимыми для духовных школ, чтобы лучше подготовить семинаристов к встрече с проблемами зависимости.

Глава Русского отдела фонда «Помощь Церкви в нужде» Петр Гуменюк в приветственном слове отметил международный характер конференции и поблагодарил от имени руководства фонда митрополита Ладожского и Санкт-Петербургского Варсонофия за поддержку в подготовке и проведении форума.

Подробнее: Православные и католики обсудили тему борьбы с зависимостями

Реализация принципа выборности церковной власти в Кипрской Православной Церкви

88 4 29387Внутренняя жизнь каждой из Поместных Православных Церквей содержит свои тонкости, зачастую знакомые немногим. Автор статьи рассказывает о принципах выборности, которые и ныне существуют в Кипрской Православной Церкви

Периодически в церковной публицистике возникает тема выборности церковной власти на разных уровнях – от приходского духовенства до предстоятеля. При этом практически все публицисты ограничиваются замечаниями общего характера, в зависимости от их личного отношения к этому принципу[1]. Сами возможные механизмы осуществления выборности никак не раскрываются и не описываются. Более того, все рассуждения обычно обрываются на вопросе «кто будет выбирать?», под которым подразумевается, что общинная жизнь на приходах еще не настолько развита, чтобы возлагать на людей прямую ответственность. Изредка можно услышать и критические замечания в адрес принципа выборности духовенства, вызванные как раз попыткой мысленно сконструировать механизмы его осуществления[2].

Не стоит забывать, однако, что в ряде поместных церквей принцип выборности духовенства закреплен в уставе и успешно реализуется. В данной статье, после краткой исторической справки и замечаний общего характера, я опишу, как это происходит в Кипрской Православной Церкви.

 

Краткая историческая справка

Принцип выборности изначально был присущ Церкви. В первой главе книги Деяний читаем, как произошло избрание апостола Матфия: «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): Мужи братия! <…> надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус <…>, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились <…> и бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:15-16,21-24,26). Здесь важно отметить, что все собрание 120 учеников поставляет (то есть избирает из своей среды) двоих, о которых и бросают жребий. Свт. Иоанн Златоуст обращает на это внимание особенно: «Не сам Петр поставил их, но – все»[3]. В Деян. 6 описывается избрание диаконов. Как оно происходит? «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: <…> Итак, братия, выберите из среды себя семь человек <…>, их поставим на эту службу <…>. И угодно было это предложение всему собранию <…>, их поставили перед Апостолами, и сии,помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:2-3, 5-6).

На протяжении истории Церкви поставление кандидата на место митрополита или епископа изначально подразумевало участие или как минимум одобрение народа Божьего и клира. Затем постепенно участие народа сходит на нет и замещается участием императора, за которым остается последнее слово в деле назначения епископов и который, будучи мирянином, воспринимается как представитель народа[4].

Аналогичные процессы происходили и на Руси. «Должности приходских священнослужителей занимались по результатам выборов, проводившихся прихожанами. Архиерею прихожане представляли специальный документ об итогах выборов, в котором указывалось имя кандидата и давалась характеристика его нравственного облика. После этого архиерей проводил краткое испытание кандидата, рукополагал его в священный сан и назначал на должность в соответствующем приходе. Право прихожан проводить такие выборы неоднократно подтверждалось в XVIII в. Оно ограничивалось тем, что прихожане обязаны были избирать не одного, а трех кандидатов, окончательный выбор между которыми совершался епархиальным архиереем»[5]. Но с XIX века церковные должности перестали быть выборными, приходское духовенство стало назначаться епископом, а епископы – Синодом[6]. Исправить сложившуюся ситуацию поставил своей целью Поместный собор 1917-1918 годов, но все благие начинания по вовлечению мирян в церковное управление и по введению выборности духовенства на всех уровнях были практически полностью аннулированы в советское время[7].

Подробнее: Реализация принципа выборности церковной власти в Кипрской Православной Церкви

«Истина вручена взаимной любви христиан»

 

1 9060x600 4В Подмосковье прошел XIX Сретенский собор Преображенского братства, который в основном собрал тех, кто недавно вошел в братство

В этом году на соборе одними из центральных стали вопросы о плодотворности христианской жизни и традиции ученичества в церкви. Братья и сестры собирались на общие встречи и встречи по малым группам для обсуждения тем: «Какие плоды прославляют Бога? В каких случаях мы можем говорить об отсутствии или “подмене” плодов в церковной и братской жизни?», «Что значит быть учеником Христовым?», «Достойные плоды служения как усвоение дара ученичества».

В рамках встречи «Что значит быть учеником Христовым?» Лариса Мусина, зав. кафедрой Священного писания СФИ, представила доклад «Ученичество в Священном писании». В Новом завете Христос именуется чаще всего как Учитель, и именно так открывает себя миру в первую очередь. В призвании учеников Господь являет миру свою милость, показывая, что ученичество открыто абсолютно всем. Сходство собрания учеников Христовых с другими школами тех времен только внешнее, Христос учит своих учеников в первую очередь не молитве, посту и даже не исполнению закона, а следованию за Ним и общению.

В докладе «Наши учителя об ученичестве» Лидии Крошкиной, преподавателя СФИ и председателя Свято-Мариинского братства, прозвучали цитаты основателя Крестовоздвиженского трудового братства Николая Николаевича Неплюева, епископа Михаила (Грибановского), святой матери Марии (Скобцовой), Дитриха Бонхеффера, епископа-катехизатора Макария (Опоцкого) и других. Все те, кого братство видит своими учителями в духовной и церковной жизни оказались едины в главном, – в христоцентричности ученичества, которое всегда есть не просто восприятие учения, а следование за Христом, подражание Ему.

Однако ученичество у Христа невозможно вне церкви, вне братского единения с другими христианами, оно всегда соборно. Наши учителя, начиная с Алексея Степановича Хомякова, утверждали, что «человек научиться Христовой любви, Христову единению, свободе и жизни может только в Церкви, став частицей ее организма, привившись к корню Лозы и соку Христовой Любви. Вне этого учение у Христа будет отвлеченным внешним действием. Здесь и только здесь покрываются немощи наши. В эти узы любви надо угодить».

Собор – это возможность всем вместе подвести итоги уходящего года и наметить планы на будущий год. На итоговой встрече собора вспоминали основные события уходящего 2017 года. В годовщину столетия Октябрьской революции братство выступило инициатором Акции национального покаяния «Имеющие надежду».

«Акция национального покаяния началась, но, конечно, покаяние и искупление греха богоотступничества еще не исполнено и остается важной задачей даже для тех, кто относит себя к числу жертв кровавого советского времени», – отметил священник Георгий Кочетков, духовный попечитель и основатель Преображенского братства. Он напомнил всем собравшимся известный вопрос Николая Бердяева «Авель, где брат твой Каин?» и предложил каждому адресовать его себе.

Одной из причин революции 1917 года и последовавшими за ней трагическими событиями стала потеря духа братства и единства в нашем обществе и церкви. И тот опыт братской жизни и святости, который был явлен в Русской церкви, еще недостаточно нами воспринят. «Еще предстоит открыть, что является главным в истории ХХ века. Церковь еще должна узнать себя в опыте новомучеников и исповедников, чего до сих не произошло. Памятников и даже канонизации не достаточно. Они никак не меняют жизнь церкви, не помогают современным членам Русской православной церкви становиться наследниками опыта святых ХХ века», – отметил председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак.

За прошедший год в рамках Акции братство провело более 200 мероприятий, встреч и событий в более чем тридцати городах. «Достойные ли это плоды пред Господом, судить не нам», – сказал один из активных участников Акции, руководитель медиапроекта «Стол» Андрей Васенёв.

Центральным вопросом для братства в наступившем году станут размышления о том, что такое церковное братство в истории и современности: в церкви принято называть друг друга братьями и сестрами, говорить о единстве и братстве, но за общепринятыми словами и понятиями не всегда есть сила братских отношений.

В начале февраля 2018 года исполнилось сто лет призыву патриарха Тихона создавать духовные союзы. Годовщина воззвания патриарха Тихона, ставшего импульсом к рождению многих братств и общин, – важная для церкви историческая дата, но это также и призыв входить в понимание откровения церкви как братства, свидетельствовать о братском духе. Эту дату в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Вельске и других городах отметили конференциями и фестивалем. Во время собора состоялась презентация фильма о епископе Макарии (Опоцком), подготовленного силами членов Преображенского братства, в который вошли съемки встреч братчиков с членом братства вл. Макария – Екатериной Ивановной Пикиной.

Также в 2018 году 30-летие отметит Свято-Филаретовский православно-христианский институт, который поддерживает братство, а в августе состоится уже ставший традиционным фестиваль «Преображенские встречи».

В этом году последний день Сретенского собора выпал на Прощеное воскресенье и завершился Чином Прощения.

Александра Строцева


Фото Александра Волкова, Максима Соболева

 

Главы и представители традиционных религий России призывают соотечественников к единению перед лицом экстремизма

nar44odmiraВ связи с расстрелом прихожан православного храма в Кизляре Межрелигиозный совет России призвал общество сплотиться на фоне общей беды.

"Призываем все наше общество к миру, согласию и солидарности. Пусть постигшая нас общая беда ещё теснее сплотит нас", - говорится в заявлении Совета, распространенном в Москве.

Авторы документа напоминают, что убийца совершил нападение в Прощеное воскресенье - день, когда православные христиане стараются примириться со всеми. Это, по мнению религиозных деятелей, "изобличает человеконенавистническую идеологию экстремизма, показывая истинное лицо служителей сатаны, прикрывающих свои преступные деяния именем Бога".

Целью террориста и его вдохновителей является разжигание межрелигиозной розни, разрушение многовековых традиций мирного сосуществования христиан и мусульман в России, пишут религиозные лидеры, призывая сделать все возможное, чтобы не допустить этого.

Они также призывают в эти скорбные дни воздержаться от провокационных действий.

"Террористический акт в Кизляре вновь и вновь заставляет всех нас обратить внимание на опасность распространения экстремизма и нетерпимости, особенно в среде молодежи. В этой связи призываем российское государство, общественные и религиозные институты уделять самое пристальное внимание нравственному воспитанию молодых людей, призванному оградить их от экстремистской угрозы", - говорится в заявлении.

Обращаясь к руководству и сотрудникам спецслужб, духовенство просит их сделать все возможное, чтобы лица, примкнувшие к террористическим организациям и пропитанные человеконенавистнической идеологией, были выявлены и обезврежены до того, как они совершат преступления.