Великий пост: зачем соблюдать и откуда он взялся

6У всех православных верующих начался Великий пост. Известно, что это самый продолжительный и строгий пост церковного года. Но только тот, кто его искренне соблюдает, знает, что это не только время добровольных самоограничений, но и время важных открытий о самом сокровенном: о себе самом и своем месте среди людей. Время, когда открываются новые истины и новые пути развития

Великий пост в этом году начинается 19 февраля и закончится 1 апреля Страстной седмицей, после которой 8 апреля – празднование Пасхи, Воскресения Христова – самого радостного и самого главного из всех православных праздников.

Во время Великого поста положено отказаться от всей скоромной пищи – то есть, от мяса, молочных продуктов и яиц. «Строгий пост во все времена предполагал ограничения в пище, воздержание от развлечений и супружеских отношений, а также особые усилия в молитве и милостыне – например, употребляя более дешевую постную пищу, сэкономленное верующие жертвовали неимущим», – рассказал в интервью «МИР 24» священник Георгий Кочетков, ректор СФИ, духовный попечитель и основатель Преображенского братства.

Разрешены все продукты растительного происхождения: фрукты, овощи и корнеплоды, грибы, каши на воде. Допускаются также морепродукты. Послабления в пост (например, рыба и молочные продукты) разрешены тем, кто занят на тяжелых физических работах, а также больным, путешествующим, маленьким детям, беременным и кормящим женщинам.

Зачем его соблюдать и откуда он взялся

«Важно помнить, что пост – это не диета и не просто какое-то индивидуальное очищение и самосовершенствование, – говорит священник Георгий Кочетков. – Воздержание должно быть в первую очередь не от мяса или не от какой-либо другой вредной пищи. Такой подход сам Христос осудил в Евангелии, сказав, что пища не может осквернить человека, но оскверняют его, то есть, делают неспособным к общению с Богом, дурные поступки, недостойное отношение к другому человеку, злые мысли и слова».

«Есть понятие военного поста: когда человек, стоящий на посту, что-то защищает. Великий пост тоже возник в церкви как время особой подготовки людей (оглашаемых – прим. ред.) к крещению. Все эти сорок дней они приходили каждый день в храм, слушали наставления епископа и молились. И завершался для них пост крещением и первым причастием», – рассказывает декан факультета религиоведения СФИ, кандидат философских наук Маргарита Шилкина.

Но чтобы у них хватало сил на такое собранное, внимательное отношение к своей духовной жизни, им помогала вся община, говорит Маргарита Шилкина. «Потому что воцерковление человека никогда не было индивидуальным делом. И община брала на себя особые задания – не только связанные с ограничениями в пище и в брачных отношениях. Прежде всего, нужна была усиленная молитва, и дела, которые помогали свидетельствовать о Христе окружающим. Поэтому пост – это особые усилия ради Бога, это защита церкви, общины, человека от духов злобы – от зависти, ненависти, ревности – от всего того, что мешает человеку очистить свое сердце, чтобы с радостью и вдохновением встретить Пасху», – утверждает Шилкина.

«Очень хорошо, что сегодня церковь постепенно в той или иной форме возрождает практику подготовки к крещению, с которой связан Великий пост, – добавляет священник Георгий Кочетков. – Ведь без такой подготовки даже искреннему и верующему человеку трудно всерьез научиться жить по-христиански – то есть не просто соблюдать внешние обряды, обычаи или правила, но и изменить направленность своей жизни, освободить ее от всего, что мешает общению с Богом и людьми, от всего, что его порабощает и сковывает».

Что делать и чего не делать в пост

Какую же внутреннюю работу должен совершить человек за время Великого поста, чтобы изменить себя?

«Главное – сосредоточиться, собраться, подумать о том, что в твоей жизни суета, а что главное, каково твое место перед Богом и каково место Бога в твоей жизни. Некоторые люди специально берут на пост дополнительные задания – например, что-то важное прочитать, или завершить какое-то доброе дело – не для себя, для другого. Или исправить что-то в своих отношениях с конкретным человеком», – рассказывает священник Георгий Кочетков.

«Смысл поста – в освобождении от того, что может порабощать человека, опустошать, зацикливать на себе, отвлекая его внимание от главного – служения Богу и помощи ближнему. Конечно, постом надо ограничивать и развлечения, и особенно – пребывание в социальных сетях, виртуальном пространстве, во всём, что связано с вредными привычками, зависимостями и грехами. Но никто не говорит, что в пост нельзя, например, праздновать день рождения. Просто делать это нужно скромнее и сдержаннее», – говорит священник.

Часто у тех, кто постится, возникают вопросы, связанные с тем, как им вести себя с непостящимися друзьями и коллегами, как не выставлять свой пост напоказ. Например, нужно ли поститься в гостях, нужно ли, принимая не постящихся гостей, готовить им скоромное? Нужно ли вообще сообщать окружающим, что ты постишься?
«Я бы сказал, что всегда нужно оставаться человеком, живым и верным, – говорит специалист по русскому богословию XIX-XX века, первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. – В посте, как и в других духовных усилиях, в молитве, например, нет ничего стыдного. Не нужно навязывать веру, но не стоит и прятать ее. Пост и гостеприимство не исключают закона уважения людей друг ко другу. Поэтому, если вы приглашаете постящихся, позаботьтесь о них. Если вы в гостях, то также проявите уважение к хозяевам, не изменяя и самим себе. Некогда князь Владимир Федорович Одоевский пригласил на обед другого русского дворянина, известного славянофила Алексея Степановича Хомякова. И тот ответил отказом, весьма почтительным, конечно, объяснив его как раз постом, который тогда держал. Так что наша история имеет богатейший опыт общения и хранения духовных и культурных традиций».

«Важно помнить, что в пост главное – то, как мы себя ведем, какие духовные усилия предпринимаем, чтобы стать лучше, чище, терпимее. То, как мы работаем над собой, чтобы не злиться, не завидовать, не раздражаться и не сеять смуту – ни в реальном, ни в виртуальном мире».

Кроме того, очень важны добрые дела. Пост – самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям или детям, чем он может помочь нуждающимся, одиноким и пожилым. Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно чужому человеку, способны зажечь и по-настоящему вдохновить.

Во вторую годовщину встречи в Гаване Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска прошла международная конференция

tim3thumb.php 2512 февраля 2018 года, во вторую годовщину встречи в Гаване Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, прошла международная конференция, посвященная положению христиан на Ближнем Востоке. Форум, организованный при участии католической архиепархии Австрии, состоялся в Архиепископском дворце Вены. Соорганизаторами мероприятия выступили Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Папский совет по содействию христианскому единству, Министерство культуры Российской Федерации и Посольство Российской Федерации в Австрийской Республике.

В мероприятии приняли участие: председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион; председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох; архиепископ Вены кардинал Кристоф Шенборн; митрополит Парижский Игнатий (Антиохийская Православная Церковь); руководитель Управления по зарубежным учреждениям Московской Патриархии архиепископ Венский и Будапештский Антоний; митрополит Швейцарский и Австрийский Дионисий Исса Гурбуз (Сиро-Яковитская Церковь); глава Дамасской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Армаш Налбандян (Эчмиадзинский Католикосат); епископ Захлейский Джозеф Муавад (Маронитская Церковь). Участниками форума были Чрезвычайный и Полномочный посол России в Австрии Д.Е. Любинский, Апостольский нунций в Австрии архиепископ Петер Стефан Цубригген, настоятель Николаевского собора Вены протоиерей Владимир Тыщук, секретарь Венской и Австрийской епархии протодиакон Виктор Шиловский, духовенство епархии, многочисленные представители дипломатического корпуса разных государств, православного и католического духовенства, монашества, благотворительных организаций и мирян.

В делегацию, которая сопровождала митрополита Илариона, вошли секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин) и сотрудник Секретариата ОВЦС по межрелигиозным отношениям И.Д. Кашицын.

Конференция открылась выступлением архиепископа Венского кардинала Кристофа Шенборна. Он рассказал о значении гаванской встречи, особо отметив, что это историческое событие само по себе стало посланием для всех христиан и людей доброй воли.

Далее участников форума приветствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Австрии Д.Е. Любинский. Он отметил важность проведения такого форума в Вене, которая традиционно является центром для диалога между государствами, культурами и религиями.

Затем прозвучал доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона, посвященный положению гонимых христиан, реализации практического православно-католического взаимодействия в этой области, а также деятельности Русской Православной Церкви, направленной на поддержку страждущих братьев и сестер. Митрополит Иларион представил собравшимся каталог разрушенных христианских храмов, подготовленный совместными усилиями Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и католической организации «Помощь Церкви в беде». Брошюра содержит данные о 30 объектах. В своем выступлении архипастырь рассказал о крупнейшей гуманитарной акции, осуществленной на днях в Сирии Межрелигиозной рабочей группой, которая действует под эгидой Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России.

Кардинал Курт Кох ознакомил участников с гуманитарной деятельностью Римско-Католической Церкви на Ближнем Востоке, в особенности в Сирии и Ираке. Значительную часть своего доклада кардинал посвятил осмыслению феномена христианского мученичества.

Далее выступили иерархи христианских Церквей Сирии. Епископ Дамаска Армаш Налбандян рассказал о положении христиан в Сирии, где в течение семи лет разрушаются церкви, похищаются духовенство и миряне, христиане покидают родные земли. По данным иерарха, 60 процентов местных христиан потеряли свои дома, только среди армянской общины Сирии убито более 200 человек, 450 ранено, 120 человек похищено, уничтожены тысячи домов, 70 церквей разрушено, более 50 христианских зданий повреждены. Епископ Армаш Налбандян призвал христианские Церкви содействовать сохранению христианского присутствия на Ближнем Востоке, в том числе путем молитвы. Иерарх выразил благодарность за солидарность, проявленную православными и католиками. Епископ рассказал и о недавнем минометном обстреле христианских кварталов Дамаска, жертвами которого стали мирные жители, в том числе дети. В связи с этим пришлось закрыть все школы.

Выступающий выразил отдельную благодарность Русской Православной Церкви за февральский визит межрелигиозной гуманитарной делегации, отметив, что эта акция стала важнейшим знаком солидарности для сирийских христиан.

Маронитский епископ Захле Джозеф Муавад рассказал о непростой общественной и гуманитарной обстановке в Ливане, где находится 2 миллиона беженцев из Сирии. Докладчик также выразил признательность Русской Православной Церкви за гуманитарную акцию, осуществлению Межрелигиозной рабочей группой в долине Бекаа. Епископ Джозеф Муавад подчеркнул важность политического и религиозного диалога для стабилизации ситуации в Ливане.

Исполнительный президент фонда «Церковь в нужде» Йоханнес Хеерман в своем выступлении отметил необходимость продолжения взаимодействия с Русской Православной Церковью в деле защиты гонимых христиан на Ближнем Востоке, а также в утверждении христианских ценностей, поддержке семьи, человеческого достоинства. Совместная православно-католическая рабочая группа призвана координировать это взаимодействие в духе Гаванской декларации.

По завершении конференции был дан прием от имени Венской католической архиепископии, где участники продолжили обсуждение прозвучавших докладов.

Служба коммуникации ОВЦС

Состоялась встреча с епископом Карельской Евангелическо-Лютеранской Церкви

McsjXRo0rL0В дирекции Долгосрочной социальной программы «Диалог традиционных религий» Комитета им. К.П. Победоносцева состоялась встреча с викарным епископом Карельской Евангелическо-Лютеранской Церкви Игорем Князевым. Со стороны дирекции во встречи принял участие председатель Комитета им. К.П. Победоносцева, член Бюро президиума Общенационального Союза НКО протоиерей Вячеслав Баскаков, со стороны Карельской Евангелическо-Лютеранской Церкви – пастор Александр Довженко.

На встречи были подняты вопросы исторического развития лютеранства в России, а также сотрудничества в рамках мероприятий Долгосрочной социальной программы «Диалог традиционных религий» и Общенационального Союза некоммерческих организаций.


Во внимание к трудам в области христианского социального служения и в связи с 50-летием со дня рождения епископ Игорь Князев был награжден медалью «За Веру и труд».

Карельская Евангелическо-Лютеранская церковь — карельская лютеранская община, основанная в 1997 году, отделившись от Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии. Центр находится в городе Сортавала. Первым епископом церкви стал Раймо Яаттинен. С 2015 года предстоятель - Александр Кузнецов. В церкви практикуются богослужения на карельском, финском и русском языках. Община насчитывает более 2 тыс. прихожан, объединенных в 15 приходов (данные 2014 года).
Карельская Евангелическо- Лютеранская Церковь признается в республике как историческая, продолжающая историю лютеранства, пришедшего в эти места еще в 16 веке, одновременно с Реформацией. КЕЛЦ занимает активную социальную позицию, несет служение в рамках благотворительных и общественных проектов.

См.: Карельская Евангелическо-Лютеранская Церковь обрела своего предстоятеля

"КУЛЬТУРА": "Еще раз про "Матильду"

inx960x77640До выхода в прокат многострадальной ленты Алексея Учителя остается несколько дней. Обратный отсчет пошел и сопровождается затухающей (будем надеяться) активностью оппонентов. Все подписи "против" собраны, кустарные "ответы Чемберлену" выложены в Сеть. На режиссера вяло клевещут, его адвокат без энтузиазма отбивается. Телеканалы, при иных обстоятельствах не брезгующие никакой пошлятиной, отказали Учителю в рекламе. Кинотеатры мечутся между угрозой возможных беспорядков и соблазном гарантированной прибыли.

Одна часть депутатов ГД по-прежнему настаивает на богохульности и вредоносности "Матильды", зато другая объявила фильм высокохудожественным, историчным, примиряющим и даже комплиментарным по отношению к фигуре последнего российского императора. Обе позиции, на мой личный взгляд, не коррелируют с реальностью.

В распри вокруг "Матильды" настойчиво и безответственно пытались втянуть Церковь. Безответственно, ибо взятый борцами тон подразумевал ряд чудовищно проигрышных историй - от критики советского проекта до антисемитизма. Подписаться на такой пакет решились в основном те священнослужители, которых не пугает маргинальность. Здравомыслящие представители РПЦ приняли чуть оскорбленный нейтралитет, однако всякий их намек немедленно подхватывался и возводился чуть ли не в ранг ультиматума. Иначе как спекуляцию это рассматривать нельзя. Понятно, что священник - даже умный, тонкий, с дипломом - слабый судья в вопросах светского искусства. Более того: чем лучший он священник, тем менее компетентен в данной сфере. Никакому монашествующему не должна нравиться обнаженная девичья грудь на экране. Хотя там такая грудь - точно по анекдоту: бдыщик - не бдыщик, бододавка - не бододавка, точно - бдудь...

В отношении главаря так называемого "Христианского государства" власть выбрала оптимум из всего, в принципе доступного власти, - показала, что она есть. Калинина арестовали. Вероятно, ему уже сбрили либо вот-вот сбреют бороду. Но снова вопрос из анекдота: а мысли-то куда денутся? Те мысли, которые, слава Богу, редко ведут к поджогам, однако перессорили массу народа, а значит, никак не могут быть проигнорированы. Мы перестали получать послания "на Страшном суде ответишь!", тем не менее я знаю немало людей, за минувшие месяцы прекративших общаться, а порой и здороваться: водоразделом послужила "Матильда".

Подробнее: "КУЛЬТУРА": "Еще раз про "Матильду"

В Москве презентуют книгу о наиболее спорных моментах истории старообрядчества

l d3c45df0aПрезентация книги, посвященной истории старообрядчества в России, состоится в понедельник вечером в Москве, в культурном центре "Покровские ворота".

Автор – выходец из старообрядческой семьи, предприниматель, меценат, общественный деятель, руководитель благотворительного Фонда Григория Богослова и общественной организации "Сохраним жизнь вместе" Леонид Севастьянов.

"Книга, которая приближает нас к моменту, когда "страшное церковное разделение, возникшее еще при царе Алексее Михайловиче, будет полностью преодолено", - так московское издательство "Спасское дело" характеризует свое новое произведение.

Автор книги показывает перипетии истории России через призму истории старообрядчества, находя при этом наиболее спорные и дискуссионные моменты преследования инакомыслия в стране.

"Параллельная история России, или вера моих отцов" Л.Севастьянова открывает новую книжную серию "Взгляд на Собор". В ней будут печататься книги, тематика которых связана так или иначе со Всероссийским Поместным Собором 1917-1918 годов, юбилей которого в настоящий момент широко отмечается. Именно на том Соборе активно обсуждались вопросы единоверия и снятия "клятв" со старообрядцев, и хотя клятвы были сняты только на Поместном Соборе 1971 года, однако Собор революционной поры все для этого подготовил.

Об авторе.

Федор Леонидович Севастьянов – российский историк, доцент кафедра социальной работы и права СПбГУПТД, кандидат исторических наук. Автор более 60-ти научных и более 20-ти учебно-методических работ. Автор многочисленных статей на историко-правовую и государствоведческую проблематику.