В библиотеке Электростали состоялась презентации книги, посвященной истории и молитвенной традиции братства, основанного епископом Макарием (Опоцким)

2 1 900x600День встречи – 9 ноября, – совпал с датой кончины епископа и стал настоящим днем памяти этого подвижника. Живой рассказ выпускниц Свято-Филаретовского православно-христианского института Анны Дмитренко и Александры Будановой воссоздал перед гостями земной путь владыки Макария, который всего себя посвятил сеянию Слова Божия. Это было настоящее свидетельство о том, как на нашей земле совершалось чудо братской жизни – когда люди разного происхождения, образования, пола и возраста собирались, чтобы жить вместе на основе Евангелия.

О том, что это было действительно чудо, говорит молитвенное наследие братства епископа Макария, избранные крупицы которого содержатся в сборнике молитв «Избранные молитвы из братства епископа Макария (Опоцкого)». Свидетельствует о чуде и необыкновенная судьба братчиков после прихода советской власти. Ничто не могло побудить их отречься от Христа – ни аресты, ни ссылки, ни расстрелы. Даже находясь в рассеянии, члены братства старались сохранять общение и деятельно помогать друг другу.

Удивительное повествование исследователей жизни и наследия епископа Макария дополнялось и отрывками из видеоинтервью Екатерины Ивановны Пикиной – недавно почившей последней духовной дочери владыки. Как трудно себе представить подлинную жизнь в Святом Духе, так же трудно о ней и рассказать – поэтому не раз Екатерина Ивановна упоминала о том, что, только прикоснувшись к этой жизни, можно ее понять.

Завершилась встреча общением с гостями. Один из центральных вопросов, который не мог не прозвучать, был о том, продолжает ли и сейчас существовать в нашей стране братское дело. Ответ раздался утвердительный – хотя и не в таком виде, не в форме купножительства (совместной жизни), но братское служение как свидетельство о жизни во Христе продолжается и сейчас.

Текст и фото Александра Панова


Для справки

Епископ Макарий (Опоцкий) (в миру – Николай Михайлович Опоцкий) – родился 16 ноября 1872 г. в посаде Сольцы, Порховского уезда, Псковской губернии в семье чиновника министерства внутренних дел. Учился в Белозерском духовном училище, Новгородской духовной семинарии по второму разряду.

6 августа 1896 г. Николай Михайлович был рукоположен в дьякона Любнинской церкви Старорусского уезда. 2 марта 1897 г. состоялась его пресвитерская хиротония и назначение заведующим и законоучителем Велебицкой второклассной, одноклассной и Михалкинской школ.

Был женат и имел трех дочерей, в 1902 году овдовел.

По благословению епископа Волоколамского Арсения (Стадницкого), ректора Московской Духовной академии, отучился в МДА и окончил академию со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии.

Во время учебы в академии (около 1904-1905 гг.) отец Николай Опоцкий познакомился с Н.Н. Неплюевым (1851-1908) – потомственным аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889-1929). Побывав в братстве, отец Николай навсегда разделил и полюбил идею братской жизни, которую видел как путь обновления церковной жизни.

С 14 марта 1908 г. отец Николай был назначен настоятелем храма во имя св. Иоанна Богослова в с. Велебицы и заведующим всех школ прихода. В том же году отец Николай основал Велебицкое трудовое братство. Однако оно просуществовало недолго: в июле 1910 г. Новгородский архиепископ Гурий (Охотин) закрыл братство, а отца Николая устранил от заведывания и законоучительства Велебицкой церковно-приходской школой.

С 18 мая 1910 г. отец Николай состоял помощником благочинного, а с 1915 г. нес служение уездного наблюдателя церковно-приходских школ.

В конце 1920 г. Святейший патриарх Тихон благословил отца Николая принять епископское служение. Для подготовки к хиротонии он направил его в распоряжение митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого). 14 июля 1921 г. отец Николай был пострижен с именем Макарий, 17 апреля 1922 г. возведен в сан архимандрита. Из-за того, что владыка Арсений в июне был арестован и сослан, хиротония в епископы не состоялась. Положение дел в епархии усложнилось еще и тем, что в это время в Новгороде был организован комитет партии «Живая Церковь», начавший действовать по уполномочению никому неизвестного Высшего Церковного Управления (ВЦУ). 14 сентября 1922 г. архимандрит Макарий был хиротонисан во епископа Крестецкого обновленческими архиереями старого поставления.

Вскоре после хиротонии владыка Макарий понял, что деятельность ВЦУ не преследует церковных целей, и постарался максимально удалиться от общения с обновленцами. В свою очередь 7 февраля 1923 г. президиум ВЦУ уволил епископа Макария (Опоцкого) на покой с запрещением священнослужения.

В 1924 году еп. Макарий направил письмо патриарху Тихону, в котором изложил непростые обстоятельства своей епископской хиротонии и испросил благословение на то, чтобы быть свободным (без епархии) епископом-катехизатором в Новгородской епархии. В том же году владыка Макарий был принят патриархом Тихоном в общение и получил назначение в Череповец, викарным епископом. В апреле 1924 года прибыл в Череповец и через некоторое время поселился в селе Богородское, расположенном недалеко от города. В скором времени вокруг него собрался круг единомышленников, из которого родилось небольшое братство и кружок-сестричество.

В феврале 1926 года на основании доноса началось предварительное следствие по делу братства. По делу проходило 4 человека, в том числе владыка Макарий. Братчикам было предъявлено обвинение в хранении и распространении агитационной литературы контрреволюционного характера, а также в преподавании малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений. Владыка Макарий был приговорен к трехлетнему заключению в концлагере.

Летом 1926 г. епископ Макарий был этапирован на Соловки. Но уже 5 декабря 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ дело пересмотрело и он был досрочно освобожден с разрешением свободного проживания по СССР.

В 1928 г., вернувшись из заключения, епископ Макарий поселился в Новгороде как заштатный епископ. В то же году из кружка его последователей родилось «Трудовое братство». В братство входило более двадцати человек. Братству удалось просуществовать четыре года, после чего все его члены в апреле 1933 г. были арестованы, а затем осуждены. Епископ Макарий был выслан на Север.

Вернувшись из ссылки, летом 1934 года поселился в Галиче Костромской области, где организовал православное братство. Одновременно с возникновением братства в Галиче, братства были возрождены в Новгороде и Череповце. К 1937 году братский круг составлял в общей сложности около 70 человек и охватывал Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области.

После 1937 г. вл. Макарий проживал в Новгороде, перейдя на нелегальное положение. Вплоть до начала войны еп. Макарий продолжал окормлять братство, тайно проживая в братском доме на Средне Конюшенной улице.

15 августа 1941 г. Новгород был оккупирован и братчикам пришлось покинуть город. Владыка Макарий скончался 9 ноября 1941 г. в окружении своих духовных чад в здании школы села Витка под Новгородом.

psmb.ru

Патриарх Кирилл желает Трампу Божьей помощи на посту президента

 90734600734604Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал новоизбранного президента США Дональда Трампа пожеланием крепости сил, Божьей помощи и успехов в предстоящем "высоком и ответственном служении".

"Сердечно поздравляю Вас с избранием на пост президента Соединенных Штатов Америки. Выбор, сделанный американским народом, свидетельствует о высоком доверии к Вам со стороны людей, связывающих с Вами надежды на развитие страны, на перемены в сферах внутренней политики и международных отношений ", - говорится в обращении патриарха к Д.Трампу, распространенном в среду патриаршей пресс-службой.

Предстоятель Русской церкви отмечает, что за многие годы "активной созидательной деятельности" Д.Трамп приобрел богатый опыт, который поможет ему в решении вопросов, касающихся устроения жизни государства и общества, сотрудничества с другими странами.

"Современный мир стоит перед серьезными проблемами, в решении которых Соединенным Штатам Америки принадлежит важная роль. Противостоять экстремизму и терроризму, отстаивать фундаментальные ценности высоких нравственных идеалов, лежащих в основе прав и достоинства человека, можно лишь общими усилиями", - подчеркивает патриарх Кирилл.

Обращаясь к Д.Трампу, он выражает надежду на то, что давние отношения Русской православной церкви с Соединенными Штатами продолжат свое развитие "на благо наших народов, объединенных совместной историей и христианскими ценностями".

О работе над новым Тверским патериком

20111276allНачалась работа по выпуску Нового Тверского Патерика – собрания жизнеописаний всех канонизированных святых Тверской митрополии. Издание предназначено для широкого круга читателей.

Планируется использовать в Патерике иллюстрации (фотографии икон, храмов, прижизненные святых).

Сбор материалов возложен на редакцию газеты «Верхневолжье Православное», при ней создается фонд материалов о тверских святых.

Мы приглашаем к сотрудничеству ученых, краеведов, журналистов, занимающихся новомучениками XX века.

Электронный адрес газеты «Верхневолжье Православное»: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Главный редактор газеты «Верхневолжье православное»
протоиерей Александр Душенков

"НГ-РЕЛИГИИ": "Русский царь Ирод или христианин на престоле? Иван Грозный в отношениях с Церковью и церковниками"

435006 22564Несмотря на бурные обсуждения целесообразности установки памятника царю Ивану Грозному в Орле, монумент был торжественно открыт рядом с православным собором. Памятник самодержцу освящен схиархимандритом Илией (Ноздриным), духовником патриарха Кирилла. Ноздрин в своей речи на торжественной церемонии назвал самодержца собирателем русских земель и защитником православия от посягательств врагов России.

Ранее установку памятника в Орле одобрил сам глава РПЦ, утверждал губернатор Орловской области Вадим Потомский, активный сторонник увековечивания памяти царя - основателя Орла. Патриарх Кирилл в приватном разговоре с губернатором назвал Грозного "мощным государственником". "Мы должны перейти эту эпоху, этот период нашего общественного развития и закрыть тему войн вокруг исторических персоналий и вообще исторических периодов, - сказал патриарх 25 октября на встрече с участниками международного фестиваля "Вера и слово". - Если посмотреть не только на наши памятники, но и на то, что за границей, - кровавым королям стоят памятники! Люди же знают историю, но никому в голову не придет: давайте спилим, потому что он столько людей загубил".

Некоторые вспомнили при этом слова главы РПЦ, сказанные им в апреле 2011 года, кстати, в присутствии своего духовника, о том, что канонизированный московский митрополит Филипп (Колычев) был "умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей". Однако при этом забывают, как Кирилл особо подчеркивал в той речи: "Святитель Филипп не выражал политической позиции. Он не был сторонником тех, кто мечтал о низвержении Иоанна Грозного, и он не благословил царя не потому, что стремился тем самым ослабить его авторитет". Далее патриарх заявил о том, что современные страдания людей и духовное падение "несопоставимы" с временами Ивана Грозного. Таким образом, мы видим, что в позиции РПЦ сочетается признание "государственничества" царя, легитимности его тирании, но при этом РПЦ подчеркивает, что светская власть должна иметь ограничитель в виде религиозной институции. Единственное, что Церковь однозначно отрицает - это притязания некоторых радикально-державнических кругов к канонизации царя.

Между тем в церковной традиции и в исторических сочинениях (мы нарочно не берем советских исследователей) образ царя в его отношении к Церкви, христианству и христианским ценностям весьма противоречив. В этих источниках Иван Грозный выступает как исключительно практичный властитель, использующий религию в политических целях, стремящийся все подчинить идее единоличной власти, во многом даже западник, встраивающий Московскую Русь в европейский контекст. В какие-то моменты Иван IV позволяет себе глумление над христианскими обрядами и символами, чтобы унизить критиков своей тирании. В некоторых случаях царь доходит прямо-таки до большевистских методов борьбы с Церковью.

Итак, приведем некоторые исторические и церковные свидетельства...

"Злоба царя к духовенству"

"Если взять девять иерархов, занимавших московскую кафедру за время Василия III и Ивана IV, то мы увидим, что из них лишь трое умерли в своем сане. Остальные были лишены его насильственно или "добровольно" отреклись: один из них (святой Филипп) оставил не только кафедру, но и самую жизнь. Отрешения продолжаются и при кротком Федоре Ивановиче, указывая на прочно установившуюся традицию" ( Георгий Федотов. Святой Филипп, митрополит Московский. Далее: Федотов).

"Раздраженный изменой Курбского, замышляя небывалую расправу с боярством, царь хотел решительно и принципиально сбросить с себя религиозно-моральную узду церкви, прежде всего в лице митрополита. Такой смысл имела трагикомедия отъезда царя в Александровскую слободу, предшествовавшая учреждению опричнины. В грамоте, которую царь прислал из слободы в Москву с изложением причин своего гнева на всю "землю", на все правящие круги, духовенство стоит на первом плане: "Царь и великий князь гнев свой положил на своих богомольцев, на архиепископов, и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, на бояр своих, и на их дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей"... Охарактеризовав своеволие и своекорыстие бояр, царь продолжает: "И в чем он государь бояр своих, и всех приказных людей, также и служилых князей и детей боярских похочет и понаказати и посмотрити; и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, сложась с бояры и с дворяны, и с дьяки, и со всеми приказными людьми, почали по них же государю и великому князю покрывати" (Федотов).

"А дальше я начал свои собственные походы и повел своих людей назад, внутрь страны, по другой дороге. За это мои люди остались верны мне. Всякий раз, когда они забирали кого-нибудь в полон, то расспрашивали честью, где - по монастырям, церквам или подворьям - можно было бы забрать денег и добра, а особенно добрых коней. Если же взятый в плен не хотел добром отвечать, то они пытали его, пока он не признавался. Так добывали они мне деньги и добро. Как-то однажды мы подошли в одном месте к церкви. Люди мои устремились внутрь и начали грабить, забирая иконы и тому подобные глупости" ( Генрих фон Штаден. Записки немца-опричника о Московии. Цит. по: Федотов).

Филипп (Колычев) - хрестоматийный мученик царствования Иоанна. Василий Пукирев. Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного. 1875

"В этой гражданской войне царя с земщиной наше внимание останавливается на церкви. Монастыри и храмы, по-видимому, особенно привлекали алчность опричнины - и самого царя. Секуляризации церковных имуществ, - в которой правительство могло испытывать потребность во время разорительных войн, - Грозный предпочитал прямой грабеж и разгром храмов. Вот некоторые примеры, заимствованные из того же Штадена: "Великий князь пришел в Тверь и приказал грабить все - и церкви и монастыри. - То же было и в Торжке; здесь не было пощады ни одному монастырю, ни одной церкви". Особенно ярко эта алчность к церковному имуществу, в соединении со злобой царя к духовенству, сказались во время погрома Великого Новгорода (1571), описанного в местной летописи. Еще до прихода царя опричники из "передового полка" делают все нужные приготовления: "А иные бояре и дети боярские повелением государя разъехашася по монастырям иже около Великого Новгорода, запечаташа монастырския церковные казны, а игуменов и черных попов и дьяков и соборных старцев из всех новгородских монастырей взяша с собою в Великий Новгород, числом до пятисот человек старцев и болши, и всех поставиша на правеж до государева приезда". То же было сделано и с белым городским духовенством. "Повелеша их бити на правежи от утра до вечера, а правити на них числом по 20 рублей новгородских". Аресты были произведены и среди новгородского боярства и купечества, но этих на правеж не ставили. На другой день по приезде своем в Новгород, 7 января, государь повелел всех поставленных на правеж монахов "избивать палицами на смерть, и бив их повел когождо во свой монастырь развозити и погребати". Общий грабеж и казни в Новгороде начались лишь на следующий день. Среди монахов царь ищет свои первые жертвы" (Федотов).

"Православной же вере от той опричнины было великое возмущение - кровопролитие да суд не по правде. И от этой произошедшей скорби люди возненавидели друг друга" (Житие и подвиги, а также рассказ о некоторых чудесах во святых отца нашего и исповедника Филиппа, митрополита Московского и всея России, далее: Житие).

24 февраля 1564 года "был избран в первосвятители инок Чудова монастыря Афанасий, бывший благовещенский протоиерей и духовник государев Афанасий стал на святительское место, выслушал приветственную речь царя, дал ему благословение, и громогласно молил Всевышнего, да ниспошлет здравие и победы Иоанну. Он уже не смел, кажется, говорить о добродетели!" ( Николай Карамзин. История государства Российского. Далее: Карамзин).

"Запретив духовенству покупать недвижимое имение без царского ведома, Иоанн предписал в сих дополнениях Судебника отнять у епископов и монастырей все казенные земли, села, рыбные ловли, коими они несправедливо завладели в смутные времена боярской власти. "Иноки (писал он к святителю казанскому Гурию) должны орать не землю, а сердца - сеять не хлеб, а словеса Божественные - наследовать не села, а Царство Небесное Многие епископы наши думают о бренном стяжании более, нежели о церкви". Мысля таким образом, Иоанн смелее деда своего обогащал казну достоянием безмолвного духовенства" (Карамзин).

Иуды в клобуках

Подробнее: "НГ-РЕЛИГИИ": "Русский царь Ирод или христианин на престоле? Иван Грозный в отношениях с Церковью...

Русская церковь - самая быстро растущая религиозная организация страны

0c438cd633cfРусская православная церковь лидирует по росту числа юрлиц среди религиозных организаций.

"По данным Минюста, за последние шесть лет Русская православная церковь оказалась самой быстро растущей религиозной организацией нашей страны. Она дала прирост юрлиц 25%", - сообщил директор Центра географии религий при синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГЛУ Роман Силантьев в понедельник на презентации атласа и электронной карты Русской церкви, которые выпустила картографическая компания "ИНКОТЭК".

По его словам, далее следуют старообрядцы, буддисты, мусульмане и приверженцы Армянской апостольской церкви, число юрлиц которых с 2010 года увеличилось на 20%.

Как отметил Р.Силантьев, прирост юрлиц Русской церкви продолжается, "до пика еще достаточно далеко, что стимулировало во многом создание новых епархий".

"Я полагаю, что на данный момент доля православных организаций среди всех зарегистрированных достигла 60% и продолжает расти. 15 лет назад было менее 50%", - рассказал он.

В то же время, продолжил эксперт, некоторые религиозные организации за последние шесть лет уменьшили численность юрлиц. Так, в частности, различные псевдоправославные секты и расколы лишились 40% юрлиц, Новоапостольская церковь - 25%, адвентисты, иеговисты и баптисты - по 5%.

Р.Силантьев напомнил, что возглавляемый им центр в конце 2009 года выпустил интерактивную карту всех религиозных организаций России, затем были изданы атласы исламского сообщества страны, а также двухтомный атлас религий России. Однако информация быстро устаревает, и в какой-то момент возникла необходимость сделать карту и атлас Русской церкви.

По его словам, карта и атлас имеют разные целевые аудитории. Карта - это гораздо более дешевый и наглядный продукт. Она настенная и направлена на демонстрацию административно-территориального деления Церкви, чтобы можно было понять, как выглядят новые епархии и где они созданы.

"В атласе же нанесены все храмы - как юридически зарегистрированные, так и реально действующие. Это гораздо более дорогой и узкий проект. Но он наиболее полон и интересен для людей, которые этой темой занимаются", - добавил эксперт.