Православные и католики обсудили тему борьбы с зависимостями

timthumb.php 34

1-2 октября 2018 года в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция на тему «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд». Конференция была организована Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Санкт-Петербургской митрополией Русской Православной Церкви в сотрудничестве с благотворительными фондами «Диакония» (Санкт-Петербург) и «Старый Свет» (Москва) при поддержке фонда «Помощь Церкви в нужде». В конференции приняли участие около 60 человек – священнослужителей, церковных социальных работников и экспертов из России, Польши, Румынии, Германии и Беларуси.

Конференцию открыл модератор встречи, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Каменский и Алапаевский Мефодий.

С приветственным словом выступил ректор католической семинарии «Мария – Царица апостолов» священник Константин Передерий, который отметил положительный аспект сотрудничества Православной Церкви и Католической Церкви. По его мнению, особую важность в этой работе приобретает перспектива создания программы по работе с наркозависимыми для духовных школ, чтобы лучше подготовить семинаристов к встрече с проблемами зависимости.

Глава Русского отдела фонда «Помощь Церкви в нужде» Петр Гуменюк в приветственном слове отметил международный характер конференции и поблагодарил от имени руководства фонда митрополита Ладожского и Санкт-Петербургского Варсонофия за поддержку в подготовке и проведении форума.

Подробнее: Православные и католики обсудили тему борьбы с зависимостями

Реализация принципа выборности церковной власти в Кипрской Православной Церкви

88 4 29387Внутренняя жизнь каждой из Поместных Православных Церквей содержит свои тонкости, зачастую знакомые немногим. Автор статьи рассказывает о принципах выборности, которые и ныне существуют в Кипрской Православной Церкви

Периодически в церковной публицистике возникает тема выборности церковной власти на разных уровнях – от приходского духовенства до предстоятеля. При этом практически все публицисты ограничиваются замечаниями общего характера, в зависимости от их личного отношения к этому принципу[1]. Сами возможные механизмы осуществления выборности никак не раскрываются и не описываются. Более того, все рассуждения обычно обрываются на вопросе «кто будет выбирать?», под которым подразумевается, что общинная жизнь на приходах еще не настолько развита, чтобы возлагать на людей прямую ответственность. Изредка можно услышать и критические замечания в адрес принципа выборности духовенства, вызванные как раз попыткой мысленно сконструировать механизмы его осуществления[2].

Не стоит забывать, однако, что в ряде поместных церквей принцип выборности духовенства закреплен в уставе и успешно реализуется. В данной статье, после краткой исторической справки и замечаний общего характера, я опишу, как это происходит в Кипрской Православной Церкви.

 

Краткая историческая справка

Принцип выборности изначально был присущ Церкви. В первой главе книги Деяний читаем, как произошло избрание апостола Матфия: «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): Мужи братия! <…> надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус <…>, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились <…> и бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам» (Деян. 1:15-16,21-24,26). Здесь важно отметить, что все собрание 120 учеников поставляет (то есть избирает из своей среды) двоих, о которых и бросают жребий. Свт. Иоанн Златоуст обращает на это внимание особенно: «Не сам Петр поставил их, но – все»[3]. В Деян. 6 описывается избрание диаконов. Как оно происходит? «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: <…> Итак, братия, выберите из среды себя семь человек <…>, их поставим на эту службу <…>. И угодно было это предложение всему собранию <…>, их поставили перед Апостолами, и сии,помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6:2-3, 5-6).

На протяжении истории Церкви поставление кандидата на место митрополита или епископа изначально подразумевало участие или как минимум одобрение народа Божьего и клира. Затем постепенно участие народа сходит на нет и замещается участием императора, за которым остается последнее слово в деле назначения епископов и который, будучи мирянином, воспринимается как представитель народа[4].

Аналогичные процессы происходили и на Руси. «Должности приходских священнослужителей занимались по результатам выборов, проводившихся прихожанами. Архиерею прихожане представляли специальный документ об итогах выборов, в котором указывалось имя кандидата и давалась характеристика его нравственного облика. После этого архиерей проводил краткое испытание кандидата, рукополагал его в священный сан и назначал на должность в соответствующем приходе. Право прихожан проводить такие выборы неоднократно подтверждалось в XVIII в. Оно ограничивалось тем, что прихожане обязаны были избирать не одного, а трех кандидатов, окончательный выбор между которыми совершался епархиальным архиереем»[5]. Но с XIX века церковные должности перестали быть выборными, приходское духовенство стало назначаться епископом, а епископы – Синодом[6]. Исправить сложившуюся ситуацию поставил своей целью Поместный собор 1917-1918 годов, но все благие начинания по вовлечению мирян в церковное управление и по введению выборности духовенства на всех уровнях были практически полностью аннулированы в советское время[7].

Подробнее: Реализация принципа выборности церковной власти в Кипрской Православной Церкви

«Истина вручена взаимной любви христиан»

 

1 9060x600 4В Подмосковье прошел XIX Сретенский собор Преображенского братства, который в основном собрал тех, кто недавно вошел в братство

В этом году на соборе одними из центральных стали вопросы о плодотворности христианской жизни и традиции ученичества в церкви. Братья и сестры собирались на общие встречи и встречи по малым группам для обсуждения тем: «Какие плоды прославляют Бога? В каких случаях мы можем говорить об отсутствии или “подмене” плодов в церковной и братской жизни?», «Что значит быть учеником Христовым?», «Достойные плоды служения как усвоение дара ученичества».

В рамках встречи «Что значит быть учеником Христовым?» Лариса Мусина, зав. кафедрой Священного писания СФИ, представила доклад «Ученичество в Священном писании». В Новом завете Христос именуется чаще всего как Учитель, и именно так открывает себя миру в первую очередь. В призвании учеников Господь являет миру свою милость, показывая, что ученичество открыто абсолютно всем. Сходство собрания учеников Христовых с другими школами тех времен только внешнее, Христос учит своих учеников в первую очередь не молитве, посту и даже не исполнению закона, а следованию за Ним и общению.

В докладе «Наши учителя об ученичестве» Лидии Крошкиной, преподавателя СФИ и председателя Свято-Мариинского братства, прозвучали цитаты основателя Крестовоздвиженского трудового братства Николая Николаевича Неплюева, епископа Михаила (Грибановского), святой матери Марии (Скобцовой), Дитриха Бонхеффера, епископа-катехизатора Макария (Опоцкого) и других. Все те, кого братство видит своими учителями в духовной и церковной жизни оказались едины в главном, – в христоцентричности ученичества, которое всегда есть не просто восприятие учения, а следование за Христом, подражание Ему.

Однако ученичество у Христа невозможно вне церкви, вне братского единения с другими христианами, оно всегда соборно. Наши учителя, начиная с Алексея Степановича Хомякова, утверждали, что «человек научиться Христовой любви, Христову единению, свободе и жизни может только в Церкви, став частицей ее организма, привившись к корню Лозы и соку Христовой Любви. Вне этого учение у Христа будет отвлеченным внешним действием. Здесь и только здесь покрываются немощи наши. В эти узы любви надо угодить».

Собор – это возможность всем вместе подвести итоги уходящего года и наметить планы на будущий год. На итоговой встрече собора вспоминали основные события уходящего 2017 года. В годовщину столетия Октябрьской революции братство выступило инициатором Акции национального покаяния «Имеющие надежду».

«Акция национального покаяния началась, но, конечно, покаяние и искупление греха богоотступничества еще не исполнено и остается важной задачей даже для тех, кто относит себя к числу жертв кровавого советского времени», – отметил священник Георгий Кочетков, духовный попечитель и основатель Преображенского братства. Он напомнил всем собравшимся известный вопрос Николая Бердяева «Авель, где брат твой Каин?» и предложил каждому адресовать его себе.

Одной из причин революции 1917 года и последовавшими за ней трагическими событиями стала потеря духа братства и единства в нашем обществе и церкви. И тот опыт братской жизни и святости, который был явлен в Русской церкви, еще недостаточно нами воспринят. «Еще предстоит открыть, что является главным в истории ХХ века. Церковь еще должна узнать себя в опыте новомучеников и исповедников, чего до сих не произошло. Памятников и даже канонизации не достаточно. Они никак не меняют жизнь церкви, не помогают современным членам Русской православной церкви становиться наследниками опыта святых ХХ века», – отметил председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак.

За прошедший год в рамках Акции братство провело более 200 мероприятий, встреч и событий в более чем тридцати городах. «Достойные ли это плоды пред Господом, судить не нам», – сказал один из активных участников Акции, руководитель медиапроекта «Стол» Андрей Васенёв.

Центральным вопросом для братства в наступившем году станут размышления о том, что такое церковное братство в истории и современности: в церкви принято называть друг друга братьями и сестрами, говорить о единстве и братстве, но за общепринятыми словами и понятиями не всегда есть сила братских отношений.

В начале февраля 2018 года исполнилось сто лет призыву патриарха Тихона создавать духовные союзы. Годовщина воззвания патриарха Тихона, ставшего импульсом к рождению многих братств и общин, – важная для церкви историческая дата, но это также и призыв входить в понимание откровения церкви как братства, свидетельствовать о братском духе. Эту дату в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Вельске и других городах отметили конференциями и фестивалем. Во время собора состоялась презентация фильма о епископе Макарии (Опоцком), подготовленного силами членов Преображенского братства, в который вошли съемки встреч братчиков с членом братства вл. Макария – Екатериной Ивановной Пикиной.

Также в 2018 году 30-летие отметит Свято-Филаретовский православно-христианский институт, который поддерживает братство, а в августе состоится уже ставший традиционным фестиваль «Преображенские встречи».

В этом году последний день Сретенского собора выпал на Прощеное воскресенье и завершился Чином Прощения.

Александра Строцева


Фото Александра Волкова, Максима Соболева

 

Главы и представители традиционных религий России призывают соотечественников к единению перед лицом экстремизма

nar44odmiraВ связи с расстрелом прихожан православного храма в Кизляре Межрелигиозный совет России призвал общество сплотиться на фоне общей беды.

"Призываем все наше общество к миру, согласию и солидарности. Пусть постигшая нас общая беда ещё теснее сплотит нас", - говорится в заявлении Совета, распространенном в Москве.

Авторы документа напоминают, что убийца совершил нападение в Прощеное воскресенье - день, когда православные христиане стараются примириться со всеми. Это, по мнению религиозных деятелей, "изобличает человеконенавистническую идеологию экстремизма, показывая истинное лицо служителей сатаны, прикрывающих свои преступные деяния именем Бога".

Целью террориста и его вдохновителей является разжигание межрелигиозной розни, разрушение многовековых традиций мирного сосуществования христиан и мусульман в России, пишут религиозные лидеры, призывая сделать все возможное, чтобы не допустить этого.

Они также призывают в эти скорбные дни воздержаться от провокационных действий.

"Террористический акт в Кизляре вновь и вновь заставляет всех нас обратить внимание на опасность распространения экстремизма и нетерпимости, особенно в среде молодежи. В этой связи призываем российское государство, общественные и религиозные институты уделять самое пристальное внимание нравственному воспитанию молодых людей, призванному оградить их от экстремистской угрозы", - говорится в заявлении.

Обращаясь к руководству и сотрудникам спецслужб, духовенство просит их сделать все возможное, чтобы лица, примкнувшие к террористическим организациям и пропитанные человеконенавистнической идеологией, были выявлены и обезврежены до того, как они совершат преступления.

Великий пост: зачем соблюдать и откуда он взялся

6У всех православных верующих начался Великий пост. Известно, что это самый продолжительный и строгий пост церковного года. Но только тот, кто его искренне соблюдает, знает, что это не только время добровольных самоограничений, но и время важных открытий о самом сокровенном: о себе самом и своем месте среди людей. Время, когда открываются новые истины и новые пути развития

Великий пост в этом году начинается 19 февраля и закончится 1 апреля Страстной седмицей, после которой 8 апреля – празднование Пасхи, Воскресения Христова – самого радостного и самого главного из всех православных праздников.

Во время Великого поста положено отказаться от всей скоромной пищи – то есть, от мяса, молочных продуктов и яиц. «Строгий пост во все времена предполагал ограничения в пище, воздержание от развлечений и супружеских отношений, а также особые усилия в молитве и милостыне – например, употребляя более дешевую постную пищу, сэкономленное верующие жертвовали неимущим», – рассказал в интервью «МИР 24» священник Георгий Кочетков, ректор СФИ, духовный попечитель и основатель Преображенского братства.

Разрешены все продукты растительного происхождения: фрукты, овощи и корнеплоды, грибы, каши на воде. Допускаются также морепродукты. Послабления в пост (например, рыба и молочные продукты) разрешены тем, кто занят на тяжелых физических работах, а также больным, путешествующим, маленьким детям, беременным и кормящим женщинам.

Зачем его соблюдать и откуда он взялся

«Важно помнить, что пост – это не диета и не просто какое-то индивидуальное очищение и самосовершенствование, – говорит священник Георгий Кочетков. – Воздержание должно быть в первую очередь не от мяса или не от какой-либо другой вредной пищи. Такой подход сам Христос осудил в Евангелии, сказав, что пища не может осквернить человека, но оскверняют его, то есть, делают неспособным к общению с Богом, дурные поступки, недостойное отношение к другому человеку, злые мысли и слова».

«Есть понятие военного поста: когда человек, стоящий на посту, что-то защищает. Великий пост тоже возник в церкви как время особой подготовки людей (оглашаемых – прим. ред.) к крещению. Все эти сорок дней они приходили каждый день в храм, слушали наставления епископа и молились. И завершался для них пост крещением и первым причастием», – рассказывает декан факультета религиоведения СФИ, кандидат философских наук Маргарита Шилкина.

Но чтобы у них хватало сил на такое собранное, внимательное отношение к своей духовной жизни, им помогала вся община, говорит Маргарита Шилкина. «Потому что воцерковление человека никогда не было индивидуальным делом. И община брала на себя особые задания – не только связанные с ограничениями в пище и в брачных отношениях. Прежде всего, нужна была усиленная молитва, и дела, которые помогали свидетельствовать о Христе окружающим. Поэтому пост – это особые усилия ради Бога, это защита церкви, общины, человека от духов злобы – от зависти, ненависти, ревности – от всего того, что мешает человеку очистить свое сердце, чтобы с радостью и вдохновением встретить Пасху», – утверждает Шилкина.

«Очень хорошо, что сегодня церковь постепенно в той или иной форме возрождает практику подготовки к крещению, с которой связан Великий пост, – добавляет священник Георгий Кочетков. – Ведь без такой подготовки даже искреннему и верующему человеку трудно всерьез научиться жить по-христиански – то есть не просто соблюдать внешние обряды, обычаи или правила, но и изменить направленность своей жизни, освободить ее от всего, что мешает общению с Богом и людьми, от всего, что его порабощает и сковывает».

Что делать и чего не делать в пост

Какую же внутреннюю работу должен совершить человек за время Великого поста, чтобы изменить себя?

«Главное – сосредоточиться, собраться, подумать о том, что в твоей жизни суета, а что главное, каково твое место перед Богом и каково место Бога в твоей жизни. Некоторые люди специально берут на пост дополнительные задания – например, что-то важное прочитать, или завершить какое-то доброе дело – не для себя, для другого. Или исправить что-то в своих отношениях с конкретным человеком», – рассказывает священник Георгий Кочетков.

«Смысл поста – в освобождении от того, что может порабощать человека, опустошать, зацикливать на себе, отвлекая его внимание от главного – служения Богу и помощи ближнему. Конечно, постом надо ограничивать и развлечения, и особенно – пребывание в социальных сетях, виртуальном пространстве, во всём, что связано с вредными привычками, зависимостями и грехами. Но никто не говорит, что в пост нельзя, например, праздновать день рождения. Просто делать это нужно скромнее и сдержаннее», – говорит священник.

Часто у тех, кто постится, возникают вопросы, связанные с тем, как им вести себя с непостящимися друзьями и коллегами, как не выставлять свой пост напоказ. Например, нужно ли поститься в гостях, нужно ли, принимая не постящихся гостей, готовить им скоромное? Нужно ли вообще сообщать окружающим, что ты постишься?
«Я бы сказал, что всегда нужно оставаться человеком, живым и верным, – говорит специалист по русскому богословию XIX-XX века, первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. – В посте, как и в других духовных усилиях, в молитве, например, нет ничего стыдного. Не нужно навязывать веру, но не стоит и прятать ее. Пост и гостеприимство не исключают закона уважения людей друг ко другу. Поэтому, если вы приглашаете постящихся, позаботьтесь о них. Если вы в гостях, то также проявите уважение к хозяевам, не изменяя и самим себе. Некогда князь Владимир Федорович Одоевский пригласил на обед другого русского дворянина, известного славянофила Алексея Степановича Хомякова. И тот ответил отказом, весьма почтительным, конечно, объяснив его как раз постом, который тогда держал. Так что наша история имеет богатейший опыт общения и хранения духовных и культурных традиций».

«Важно помнить, что в пост главное – то, как мы себя ведем, какие духовные усилия предпринимаем, чтобы стать лучше, чище, терпимее. То, как мы работаем над собой, чтобы не злиться, не завидовать, не раздражаться и не сеять смуту – ни в реальном, ни в виртуальном мире».

Кроме того, очень важны добрые дела. Пост – самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям или детям, чем он может помочь нуждающимся, одиноким и пожилым. Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно чужому человеку, способны зажечь и по-настоящему вдохновить.