В Берлине прошел круглый стол, посвященный соработничеству Русской Православной Церкви и соотечественников в Европе

timt77humb.php 724 ноября 2016 года в Российском доме науки и культуры в Берлине состоялся круглый стол «Русская Православная Церковь и соотечественники: опыт соработничества в Европе», организованный Министерством иностранных дел Российской Федерации и Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла для участия в мероприятии из Москвы в Берлин прибыла делегация Русской Православной Церкви, в состав которой вошли руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний, управляющий Венско-Австрийской и Венгерской епархиями епископ Подольский Тихон, заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарёв, сотрудник Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям священник Алексий Воронцов и сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья иеродиакон Роман (Киселев).

В берлинской встрече также приняли участие иерархи, несущие служение в Европе: архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Зарубежная Церковь), архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, архиепископ Сурожский Елисей, епископ Корсунский Нестор, а также священнослужители и представители объединений соотечественников из Великобритании, Германии, Греции, Испании, Италии, Исландии, Норвегии, Португалии, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии и Швеции.

Открывая заседание, его ведущий – епископ Богородский Антоний – обратился к участникам круглого стола с приветственным словом, в начале которого передал собравшимся благопожелания председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона. В своем выступлении владыка Антоний рассказал об опыте церковного окормления соотечественников, проживающих за рубежом.

Затем выступили Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Германии В.М. Гринин, директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России О.С. Мальгинов, который передал участникам конференции приветствие от имени министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями Министерства иностранных дел России О.В. Васнецов. Своим взглядом на вопросы поддержки верующих соотечественников, религиозного образования и просвещения в зарубежных учреждениях Русской Церкви поделились архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, архиепископ Сурожский Елисей, епископ Корсунский Нестор, а также священнослужители, несущие свое служение на приходах Московского Патриархата в странах Европы. С рассказами о деятельности представляемых государственных структур и фондов выступили советник руководителя Россотрудничества Л.В. Даль, и.о. директора Российского дома науки и культуры в Берлине А.Г. Анисимов, советник председателя правления Фонда «Русский мир» протоиерей Антоний Ильин.

Подробнее: В Берлине прошел круглый стол, посвященный соработничеству Русской Православной Церкви и...

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": "Рим и мир. В Третьяковской галерее открывается уникальная выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана"

tret700Одна из главных выставок этого года открывается 25 ноября в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. О совместном проекте Музеев Ватикана и Третьяковской галереи "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" рассказывает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

- Выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана" открывается за месяц до Рождества. Для вас как для директора Третьяковской галереи какой из аспектов этой выставки наиболее важен: политический, религиозный, культурный?

- Конечно, художественный. Я могу только подтвердить слова директора музеев Ватикана Антонио Паолуччи: никогда из собраний Пинакотеки Ватикана одновременно не отправляли на выставку сразу 42 шедевра такого уровня. Конечно, это беспрецедентный жест, свидетельствующий об отношении доверия, которые сложились между Россией и Ватиканом, Музеями Ватикана и Третьяковской галереей в очень непростой для всего мира момент.

Причем действительно каждая из работ, начиная от "самых популярных ангелов Рима" Мелоццо да Форли и вплоть до "Оплакивания" Джованни Беллини и "Положения во гроб" Караваджо, знаковая для коллекции Пинакотеки. Это работы хрестоматийные, которые тиражированы на открытках, постерах, во многих каталогах... Но увидеть их своими глазами - это совсем другое дело. Сергей Чобан так выстроил архитектуру центрального зала экспозиции, чтобы она повторяла абрис знаменитой площади перед собором Святого Петра с колоннадой Бернини. А на месте фасада собора - витрина с двумя ранними гризайлями Рафаэля, которые создавались для алтаря церкви в Перудже. Поэтому зритель оказывается в центре полукруга, в точке, откуда раскрываются пространства картин Рафаэля, Корреджо, Паоло Веронезе, Караваджо, Пуссена, Гверчино, Гвидо Рени...

- Антонио Паолуччи говорил, что Третьяковская галерея получила практически все работы, которые просила.

- Совершенно верно. В декабре 2015 года у нас была последняя встреча в Ватикане по составу выставки. Нам должны были дать ответ, какие вещи из нашего списка готовы предоставить, а какие выдать не могут. Мы сидели в относительно небольшом кабинете и с замиранием сердца слушали, как господин Кориньяни, завотделом выставок, проходя по списку, где работы шли в хронологическом порядке, говорил "Si" или "Nо". Дойдя до "Положения во гроб" Караваджо, он сделал долгую драматическую паузу. А до этого было уже "Si" по поводу картины "Оплакивание Христа" Джованни Беллини. И мы с Аркадием Ипполитовым, куратором выставки, буквально замерли: с одной стороны, маловероятно, чтобы еще раз было "Да", а с другой стороны - перед "No" такую паузу не делают. И он говорит: "Si". И мы начинаем вопить от счастья.

- Название проекта Roma Aeterna, то есть "Вечный Рим", отсылает к античности. Одна из важнейших тем, которая возникает в связи с Римом, это, естественно, очень продуктивный диалог античности и христианского искусства. Она была для вас важна?

Подробнее: "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": "Рим и мир. В Третьяковской галерее открывается уникальная выставка "Roma...

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": "Чаепитие с Патриархом. Патриарх Кирилл рассказал журналистам о лучших людях и событиях своей жизни"

00330374 879471Вчера Патриарху Кириллу исполнилось 70 лет. Накануне, в пятницу, он собрал журналистов, пишущих на религиозные темы, на "чаепитие". Каждый приготовил свой вопрос в коллективное интервью. Разговор получился неожиданно откровенным.

Два раза в жизни я видела столь необычного Патриарха. В аэропорту Лутон, куда он приехал на разговор с журналистами после встречи с английской королевой, и во время чаепития с журналистами накануне своего 70-летия.

Все-таки Патриарх на расстоянии трех вытянутых рук - это не Патриарх, говорящий на площади. Там слово и воля оратора натянуты как праща, слово должно попасть во множество разноликих умов, а тут разговор по душам и в непривычной интонации.

Наша культура очень сильна "учительным словом". Слово Патриарха сегодня одно из лучших "учительных слов" по смелости, ясности, честности, неожиданности, парадоксальности и силе. Но при этом "учительное слово" не должно быть сплошным. Здоровой общественную коммуникацию делают диалог и дискуссия.

Именно таким, пугающе и обязывающе равным, словно сойдя со ступеньки амвона, пришел на разговор к журналистам Патриарх Кирилл. Понятно, что никто из нас не мнил никакой бесцеремонности, но разговор, в котором почти несомненное слово звучит в тоне спора, сомнения и глубоко личного обращения, потрясает. Потрясает частое "сомневаюсь", "это не заготовки", "это в самом деле так". Убеждает глубоко личный опыт и уверенность, возникающая не от самомнения, а от веры.

Журналисты все-таки счастливые люди, они могут видеть больших людей равными себе. И это обязывает к лучшему.

О стихии идей и свободном времени

- Свободного времени (которое есть в жизни любого человека и у меня существовало раньше) сейчас у меня нет. Почему? Потому что Патриарх совмещает несколько важных служений. Всем видно в первую очередь общественное и административное служение. Церковь - это огромный организм, и чисто административная работа забирает очень много времени.

Но если бы была только она, а другого ничего бы не было, то, конечно, у меня было бы и свободное время. Но кроме административной работы Патриарх должен достаточно часто (минимум раз в неделю, а иногда и чаще) обращаться к людям публично, передавать им какие-то свои мысли, призывать их к чему-то. И каждый раз нужно говорить что-то новое и так, чтобы это встречало заинтересованное внимание.

Подробнее: "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": "Чаепитие с Патриархом. Патриарх Кирилл рассказал журналистам о лучших людях...

В библиотеке Электростали состоялась презентации книги, посвященной истории и молитвенной традиции братства, основанного епископом Макарием (Опоцким)

2 1 900x600День встречи – 9 ноября, – совпал с датой кончины епископа и стал настоящим днем памяти этого подвижника. Живой рассказ выпускниц Свято-Филаретовского православно-христианского института Анны Дмитренко и Александры Будановой воссоздал перед гостями земной путь владыки Макария, который всего себя посвятил сеянию Слова Божия. Это было настоящее свидетельство о том, как на нашей земле совершалось чудо братской жизни – когда люди разного происхождения, образования, пола и возраста собирались, чтобы жить вместе на основе Евангелия.

О том, что это было действительно чудо, говорит молитвенное наследие братства епископа Макария, избранные крупицы которого содержатся в сборнике молитв «Избранные молитвы из братства епископа Макария (Опоцкого)». Свидетельствует о чуде и необыкновенная судьба братчиков после прихода советской власти. Ничто не могло побудить их отречься от Христа – ни аресты, ни ссылки, ни расстрелы. Даже находясь в рассеянии, члены братства старались сохранять общение и деятельно помогать друг другу.

Удивительное повествование исследователей жизни и наследия епископа Макария дополнялось и отрывками из видеоинтервью Екатерины Ивановны Пикиной – недавно почившей последней духовной дочери владыки. Как трудно себе представить подлинную жизнь в Святом Духе, так же трудно о ней и рассказать – поэтому не раз Екатерина Ивановна упоминала о том, что, только прикоснувшись к этой жизни, можно ее понять.

Завершилась встреча общением с гостями. Один из центральных вопросов, который не мог не прозвучать, был о том, продолжает ли и сейчас существовать в нашей стране братское дело. Ответ раздался утвердительный – хотя и не в таком виде, не в форме купножительства (совместной жизни), но братское служение как свидетельство о жизни во Христе продолжается и сейчас.

Текст и фото Александра Панова


Для справки

Епископ Макарий (Опоцкий) (в миру – Николай Михайлович Опоцкий) – родился 16 ноября 1872 г. в посаде Сольцы, Порховского уезда, Псковской губернии в семье чиновника министерства внутренних дел. Учился в Белозерском духовном училище, Новгородской духовной семинарии по второму разряду.

6 августа 1896 г. Николай Михайлович был рукоположен в дьякона Любнинской церкви Старорусского уезда. 2 марта 1897 г. состоялась его пресвитерская хиротония и назначение заведующим и законоучителем Велебицкой второклассной, одноклассной и Михалкинской школ.

Был женат и имел трех дочерей, в 1902 году овдовел.

По благословению епископа Волоколамского Арсения (Стадницкого), ректора Московской Духовной академии, отучился в МДА и окончил академию со степенью кандидата богословия и правом преподавания в семинарии.

Во время учебы в академии (около 1904-1905 гг.) отец Николай Опоцкий познакомился с Н.Н. Неплюевым (1851-1908) – потомственным аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889-1929). Побывав в братстве, отец Николай навсегда разделил и полюбил идею братской жизни, которую видел как путь обновления церковной жизни.

С 14 марта 1908 г. отец Николай был назначен настоятелем храма во имя св. Иоанна Богослова в с. Велебицы и заведующим всех школ прихода. В том же году отец Николай основал Велебицкое трудовое братство. Однако оно просуществовало недолго: в июле 1910 г. Новгородский архиепископ Гурий (Охотин) закрыл братство, а отца Николая устранил от заведывания и законоучительства Велебицкой церковно-приходской школой.

С 18 мая 1910 г. отец Николай состоял помощником благочинного, а с 1915 г. нес служение уездного наблюдателя церковно-приходских школ.

В конце 1920 г. Святейший патриарх Тихон благословил отца Николая принять епископское служение. Для подготовки к хиротонии он направил его в распоряжение митрополита Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого). 14 июля 1921 г. отец Николай был пострижен с именем Макарий, 17 апреля 1922 г. возведен в сан архимандрита. Из-за того, что владыка Арсений в июне был арестован и сослан, хиротония в епископы не состоялась. Положение дел в епархии усложнилось еще и тем, что в это время в Новгороде был организован комитет партии «Живая Церковь», начавший действовать по уполномочению никому неизвестного Высшего Церковного Управления (ВЦУ). 14 сентября 1922 г. архимандрит Макарий был хиротонисан во епископа Крестецкого обновленческими архиереями старого поставления.

Вскоре после хиротонии владыка Макарий понял, что деятельность ВЦУ не преследует церковных целей, и постарался максимально удалиться от общения с обновленцами. В свою очередь 7 февраля 1923 г. президиум ВЦУ уволил епископа Макария (Опоцкого) на покой с запрещением священнослужения.

В 1924 году еп. Макарий направил письмо патриарху Тихону, в котором изложил непростые обстоятельства своей епископской хиротонии и испросил благословение на то, чтобы быть свободным (без епархии) епископом-катехизатором в Новгородской епархии. В том же году владыка Макарий был принят патриархом Тихоном в общение и получил назначение в Череповец, викарным епископом. В апреле 1924 года прибыл в Череповец и через некоторое время поселился в селе Богородское, расположенном недалеко от города. В скором времени вокруг него собрался круг единомышленников, из которого родилось небольшое братство и кружок-сестричество.

В феврале 1926 года на основании доноса началось предварительное следствие по делу братства. По делу проходило 4 человека, в том числе владыка Макарий. Братчикам было предъявлено обвинение в хранении и распространении агитационной литературы контрреволюционного характера, а также в преподавании малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений. Владыка Макарий был приговорен к трехлетнему заключению в концлагере.

Летом 1926 г. епископ Макарий был этапирован на Соловки. Но уже 5 декабря 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ дело пересмотрело и он был досрочно освобожден с разрешением свободного проживания по СССР.

В 1928 г., вернувшись из заключения, епископ Макарий поселился в Новгороде как заштатный епископ. В то же году из кружка его последователей родилось «Трудовое братство». В братство входило более двадцати человек. Братству удалось просуществовать четыре года, после чего все его члены в апреле 1933 г. были арестованы, а затем осуждены. Епископ Макарий был выслан на Север.

Вернувшись из ссылки, летом 1934 года поселился в Галиче Костромской области, где организовал православное братство. Одновременно с возникновением братства в Галиче, братства были возрождены в Новгороде и Череповце. К 1937 году братский круг составлял в общей сложности около 70 человек и охватывал Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области.

После 1937 г. вл. Макарий проживал в Новгороде, перейдя на нелегальное положение. Вплоть до начала войны еп. Макарий продолжал окормлять братство, тайно проживая в братском доме на Средне Конюшенной улице.

15 августа 1941 г. Новгород был оккупирован и братчикам пришлось покинуть город. Владыка Макарий скончался 9 ноября 1941 г. в окружении своих духовных чад в здании школы села Витка под Новгородом.

psmb.ru

Патриарх Кирилл желает Трампу Божьей помощи на посту президента

 90734600734604Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал новоизбранного президента США Дональда Трампа пожеланием крепости сил, Божьей помощи и успехов в предстоящем "высоком и ответственном служении".

"Сердечно поздравляю Вас с избранием на пост президента Соединенных Штатов Америки. Выбор, сделанный американским народом, свидетельствует о высоком доверии к Вам со стороны людей, связывающих с Вами надежды на развитие страны, на перемены в сферах внутренней политики и международных отношений ", - говорится в обращении патриарха к Д.Трампу, распространенном в среду патриаршей пресс-службой.

Предстоятель Русской церкви отмечает, что за многие годы "активной созидательной деятельности" Д.Трамп приобрел богатый опыт, который поможет ему в решении вопросов, касающихся устроения жизни государства и общества, сотрудничества с другими странами.

"Современный мир стоит перед серьезными проблемами, в решении которых Соединенным Штатам Америки принадлежит важная роль. Противостоять экстремизму и терроризму, отстаивать фундаментальные ценности высоких нравственных идеалов, лежащих в основе прав и достоинства человека, можно лишь общими усилиями", - подчеркивает патриарх Кирилл.

Обращаясь к Д.Трампу, он выражает надежду на то, что давние отношения Русской православной церкви с Соединенными Штатами продолжат свое развитие "на благо наших народов, объединенных совместной историей и христианскими ценностями".