Время новой соборности

 

E7Tzdh8e3lMВ августе 2017 года исполняется 100 лет с начала работы Поместного собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Этот собор стал первой с конца XVII века попыткой собрать представителей всех церковных слоев, чтобы обсудить вопросы, остро вставшие перед Русской церковью к началу ХХ века.
На соборе обсуждались вопросы возрождения церковной проповеди и восстановления патриаршества, выборности духовенства и создания духовных союзов мирян, использования русского языка в богослужении и преодоления последствий многолетней симфонии церкви и государства, участия женщин в церковном служении и многие другие. Какие-то вопросы были только поставлены; какие-то важнейшие решения были приняты, но не успели воплотиться в жизнь.

Но значение собора превзошло значение совещания по острым вопросам современности. По свидетельству многих участников, собор стал явлением возрождающейся соборности в ситуации, когда распадался многовековой союз церкви и государства, когда страна тонула в хаосе революции. Люди, «тронутые революцией», преображались, становились «мирными, серьезными работниками, начинали по–иному чувствовать, по–иному смотреть на вещи». «Дух мира, обновления и единодушия поднимал всех нас…», - вспоминал митр. Евлогий (Георгиевский). Быть может, именно этот опыт явления Христовой Церкви на самом пороге национальной катастрофы позволил родиться церкви новых мучеников и помог ей пережить долгие годы жестоких гонений, стал духовной основой расцвета русского богословия и церковной жизни в эмиграции.

Поместный собор 1917-1918 гг. ознаменовал начало новой эпохи в истории Христианства, связанной с возрождением соборности, созиданием христианской общественности, обновлением духа и смысла Евхаристии. Входя в созидательный труд соборян, мы призваны ставить перед собой непростые вопросы: как продолжить прерванную традицию не столько по форме, сколько по духу? какие новые пути созидания соборности открывает нам Господь сегодня? как в первую очередь возрождать не деятельность структур, а саму жизнь Божьего народа? Мы надеемся, что Фестиваль станет не только размышлением о соборности, но и ее явлением, приносящим добрый плод и в деле объединения всего нашего народа.

Многие вопросы современной церковной жизни участники Фестиваля обсудят на пленарной встрече и 13-ти фестивальных площадках. В связи с тем, что нынешний год стал и годом 100-летия революции в России, одна из площадок будет посвящена Акции национального покаяния.

К участию в Фестивале мы приглашаем всех, кто болеет сердцем за судьбу Православной церкви и готов трудиться в деле ее возрождения.

Фестиваль пройдет в Конгрессно-выставочном центре «Сокольники»
(павильоны 2, 4, 7-А)

ПРОГРАММА

 

"НГ-РЕЛИГИИ": "Христиане Великобритании чувствуют себя маргиналами. 80% подданных считают, что предпочтение в Соединенном Королевстве отдается меньшинствам"

fla555g vel1Большинство верующих людей в Великобритании составляют христиане. Церковь Англии по-прежнему является государственной, ее глава - королева Елизавета II. В Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии также нельзя назвать христиан религиозным меньшинством. Обычно религиозные меньшинства больше подвержены дискриминации, чем приверженцы исторических Церквей, но, если принять к сведению результаты последних исследований о восприятии христианами Великобритании своего положения, то складывается совершенно другая картина, в которой меньшинством себя ощущает как раз большинство.

Медиакомпания Premier Christian Communication, принадлежащая британской благотворительной организации Premier Christian Media Trust, провела в Великобритании исследование "Положение веры" (State of the Faith), в рамках которого было опрошено 12 тыс. христиан. В ходе опроса выяснилось: большинство респондентов полагают, что сегодня христианство изолировано в обществе.

53% христиан совершенно согласны с утверждением, что "христианство маргинализовано в обществе", 40% также согласились с ним, несогласие выразили лишь 5%. Более всего это утверждение разделяют пожилые люди (94%), из 15-19-летних - 77%. Участникам опроса предложили оценить мнение, согласно которому христианство получает в обществе такое же уважение, как и другие религии и мировоззрения. С этим мнением не согласились 80% христиан (30% из них - абсолютно не согласны), лишь 18% разделяют его. Выяснилось, что 67% респондентов полагают, что в обществе считается неприемлемым то, что христиане могут нести свою веру другим. 29% сочли, что общество спокойно относится к тому, что христиане могут делиться своей верой с другими. 50% христиан подписались под тем, что они на себе испытали чье-то предубеждение против своей веры (из них 10% полностью согласны с таким ответом), 45% опрошенных с подобным не сталкивались. Более всех именно лица 15-17 лет сталкивались с предрассудками из-за своей веры (70%) по сравнению с пожилыми людьми (51%).

Могут ли христиане в Британии не скрывать свою веру на рабочем месте или в аналогичной обстановке? 63% опрошенных заявили, что они могут так поступать, 26% сообщили, что они не могут открыто объявить о своей вере на работе. Тем не менее 85% христиан полагают, что у них имеется достаточная поддержка для того, чтобы жить в согласии со своей верой. 90% участников опроса чувствуют достаточную уверенность в своем понимании Евангелия, чтобы делиться им с другими, остальные не разделили этой уверенности. 82% христиан заявили, что церковь, которую они посещают, является "здоровой" (разумной) (из них 38% полностью согласны с этим утверждением), 14% опрошенных считают иначе.

Подробнее: "НГ-РЕЛИГИИ": "Христиане Великобритании чувствуют себя маргиналами. 80% подданных считают, что...

Учреждена Двусторонняя комиссия по диалогу между Русской Православной Церковью и Сиро-Яковитской Церковью

 

 

3P201651110 VAR 0051 1200Священный Синод на заседании, состоявшемся 29 июля 2017 года в Санкт-Петербурге, принял решение утвердить результаты прошедшего в мае 2017 года заседания Рабочей группы по подготовке диалога между Русской Православной Церковью и Сиро-Яковитской Церковью (журнал № 59).

Также Синод постановил учредить Двустороннюю комиссию по диалогу между Русской Православной Церковью и Сиро-Яковитской Церковью.

В состав комиссии со стороны Русской Православной Церкви вошли:

епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан — сопредседатель;
игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока;
иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям;
С.Г. Алферов, сотрудник Отдела внешних церковных связей;
Е.А. Бахтин, сотрудник Отдела внешних церковных связей.
***

В соответствии с договоренностями, достигнутыми на встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Сиро-Яковитского Игнатия Ефрема II 10 ноября 2015 года в ходе визита Предстоятеля Сиро-Яковитской Церкви в Москву, в мае 2017 года состоялось заседание Рабочей группы по подготовке диалога между Русской Православной Церковью и Сиро-Яковитской Церковью. Согласованы предложения по формированию Двусторонней комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Сиро-Яковитской Церковью. В качестве основных тем работы Комиссии определены: сотрудничество в гуманитарной, информационной и академической сферах, противодействие христианофобии, контакты в диаспоре и церковное социальное служение.

Патриархия.ru

 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с членами делегации Римско-Католической Церкви

2P20170728 VAR 28 июля 2017 года в Золотом зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с членами делегации Римско-Католической Церкви, сопровождающей мощи святителя Николая из Санкт-Петербурга в Бари.

Во встрече участвовали:

со стороны Римско-Католической Церкви ― председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, архиепископ Бари-Битонто монсеньор Франческо Какуччи, настоятель Папской базилики святителя Николая в Бари священник Чиро Капотосто, сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель, директор Службы коммуникации архиепархии Бари священник Карло Чинквепальми;

со стороны Русской Православной Церкви ― управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, сотрудник Отдела внешних церковных связей священник Алексий Дикарев.

Приветствуя собравшихся, Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил за организацию принесения святыни кардинала Курта Коха и членов итальянской делегации, а также митрополита Волоколамского Илариона и всех потрудившихся с российской стороны.

По словам Его Святейшества, верующие Русской Православной Церкви с радостью и воодушевлением восприняли принесение мощей святителя Николая; поклониться мощам пришли и глава государства, и представители всех социальных групп и слоев населения, «весь социальный срез России: политики, ученые, деятели искусства, губернаторы, люди, занимающие разное профессиональное положение, молодые и старые». «Конечно, для меня как для Патриарха это большое утешение», ― отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.

За время пребывания мощей в России, с 21 мая по 28 июля, им поклонилось около 2,5 миллионов человек, сообщил Святейший Владыка.

«Пусть Господь молитвами святителя и чудотворца Николая укрепляет наши народы и дает духовную силу жить по-христиански в мире, который отказывается быть христианским», ― заключил Святейший Патриарх Кирилл.

В свою очередь кардинал Курт Кох отметил, что не ожидал такого количества паломников к святыне. «Мы не думали, что будет столько людей, это прекрасный знак, что есть живая вера в сердцах людей», ― заявил представитель Римско-Католической Церкви.

Католический иерарх поблагодарил Святейшего Владыку за сотрудничество, которое, по его словам, стало «настоящим чудом святителя Николая».

Предстоятель Русской Православной Церкви попросил передать слова благодарности Папе Римскому Франциску, который по просьбе Патриарха Московского и всея Руси принял решение о принесении мощей в Россию.

В завершение встречи состоялся обмен памятными подарками. Святейший Патриарх Кирилл передал кардиналу Курту Коху икону святителя Николая. Гости преподнесли Его Святейшеству сосуд с миром от мощей святителя.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Митрополит Иларион: Любая попытка наладить диалог – это путь в будущее

 

8b9f42df619ffa4f0e987e832e162940415 июля 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте, с вами Екатерина Грачева. Это программа «Церковь и мир», и мы беседуем об актуальных событиях в России и в мире с митрополитом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Владыка, здравствуйте!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Из международных новостей последних дней, пожалуй, все затмила первая встреча Путина и Трампа. Многие ее уже сравнивали по исторической значимости со встречей Горбачева и Рейгана в 1985 году. Это было на пике «холодной войны», и общение двух государственных лидеров стало некой точкой отсчета, началом потепления в отношениях наших стран. Еще до встречи Путина и Трампа многие говорили, что крепких рукопожатий, объятий и эйфории особо ждать не стоит хотя бы потому, что американская сторона на это не пойдет, дабы не раздражать свои СМИ. Как Вам показалось, какой была эта встреча, какие она у Вас оставила впечатления?

Митрополит Иларион: Я бы не стал сравнивать встречу Горбачева и Рейгана со встречей Путина и Трампа хотя бы потому, что ситуация сейчас совершенно другая. Более того, мы не можем даже говорить о том, что встречались главы тех же государств, потому что тогда был Советский Союз, а сейчас его нет, есть Россия – независимое государство, окруженное другими независимыми государствами, страна со своими проблемами, в том числе теми, которые возникают в отношениях с соседними государствами. То есть ситуация совершенно другая.

Мы, конечно, не можем сейчас увидеть последствия прошедшей на днях встречи, в отличие от той, с момента которой прошло более тридцати лет. Впрочем, и сейчас последствия встречи Горбачева и Рейгана оцениваются очень по-разному.

Оценку же результатам встречи Путина и Трампа даст история. Но одно для меня совершенно очевидно: любая попытка наладить диалог, любая попытка встретиться лицом к лицу, обсудить проблемы, которые до того обсуждались заочно, – это путь в будущее. И по этому пути надо идти. Поэтому то, что встреча состоялась, – уже само по себе очень хорошо. Тот факт, что два Президента посмотрели друг другу в глаза и смогли услышать друг друга, то, что они встречались в узком кругу без посторонних глаз, без тех же самых СМИ, которые потом могут как угодно все это представить, – это уже хорошо.

Конечно, состоявшаяся встреча не обойдена вниманием такого рода СМИ, но верю в то, что она будет иметь долгосрочные благие последствия. Ее непосредственный результат мы уже видим – это достигнутое перемирие в Сирии, что является очень серьезным результатом, потому что поможет спасти жизни людей. Но я очень надеюсь на то, что за этим последуют и другие совместные инициативы, и эта встреча положит начало долгосрочному процессу, который позволит двум сторонам лучше слышать и понимать друг друга.

Е. Грачева: Но что-то все-таки общее с 1985-м годом есть: и Москва, и Вашингтон признают, что наши отношения – на самом дне, хуже было только во время холодной войны. Тогда было ядерное оружие, баллистические ракеты, сегодня это санкции. И хотя этого слова на саммите G20 как будто намеренно западные лидеры избегали, но все равно санкции продлевают. При этом США, например, стабильно входят в пятерку наших торговых партнеров. В чем тогда смысл этих санкций, как Вам кажется?

Митрополит Иларион: Я думаю, что санкции были задуманы как своего рода воспитательная мера. Но международный опыт показывает, что они далеко не всегда достигают поставленной цели, а зачастую приводят к прямо противоположным результатам. И тому есть немало примеров.

Что же касается нашей ситуации, нужно понимать: мы живем в стране, которой подобного рода санкции не должны быть страшны, потому что у нас огромные ресурсы – и природные, и человеческие, и материальные. И если мы в чем-либо критически зависим от наших зарубежных партнеров, то это, скорее, недостаток, который нам надо исправлять. И неслучайно Святейший Патриарх Кирилл, перефразируя известное высказывание французского философа-просветителя, как-то сказал, что если бы санкций не было, их надо было бы придумать. По мысли Святейшего Патриарха, эти санкции как раз должны подтолкнуть нас к тому, чтобы серьезнее заняться собственной промышленностью, собственным сельским хозяйством, больше вкладывать в свое, а не в чужое.

К сожалению, в 90-е годы мы видели крен в обратную сторону, когда люди вывозили деньги из страны и вкладывали в чужую экономику, когда мы получали товары из-за границы, а расплачивались своим сырьем. Думаю, что от такой ситуации надо уходить, и очень надеюсь, что санкции этому помогут.

Е. Грачева: Ну, и вполне предсказуемо Россия на продление Западом санкций ответила продлением продуктового эмбарго. Вы долгое время жили заграницей, безусловно, у Вас сформировались какие-то привычки в еде. Интересно, с момента вступления в силу продовольственного эмбарго Вам не хватает каких-то продуктов? И вообще, как Вы относитесь к любого рода вынужденным ограничениям?

Митрополит Иларион: Нет таких продуктов западного производства, без которых я не мог бы прожить. Думаю, что наши эквиваленты этих продуктов вполне могут удовлетворить самым изощренным вкусам. Мы импортировали с Запада сыр, а теперь делаем свой, мы импортировали мясо – теперь делаем свое мясо. Разве это плохо? Я думаю, что гораздо лучше иметь свое, чем пользоваться чужим.

Когда мне предлагали где-нибудь в ресторане попробовать новозеландское мясо, я всегда спрашивал себя: а как это мясо добиралось до нашей страны? Сколько времени оно пролежало в каких-нибудь трюмах, в холодильниках? Может быть, этому мясу уже несколько месяцев и более того? Можно задавать очень много подобного рода вопросов и тогда, когда фрукты к нам доставляют из Латинской Америки.

Поэтому я считаю, что лучше выращивать свое. И если мы до санкций этому не вполне научились, то сейчас у нас есть прекрасный шанс развивать свою промышленность, свое сельское хозяйство и делать такие продукты, которые будут свежими, вкусными, здоровыми, полезными; их не надо будет доставлять из далеких заморских стран.

Е. Грачева: Наши фермеры готовы выращивать свою продукцию и поставлять ее в наши магазины, но вот беда: у нас всего три солнечных месяца в году, а в этом году вообще лета нет. Импортозамещение под угрозой, непонятно, какой мы соберем урожай. В Башкирии митрополит Никон даже призвал молиться о том, чтобы, наконец, прекратились дожди. Поможет ли молитва? И вообще, не кара ли это Божья за что-то на нас? Такие мысли тоже звучат.

Митрополит Иларион: Я думаю, что молитва поможет. Что же касается погоды, она бывает самая разная, и эту тему можно развернуть как угодно, интерпретировать ее любым образом. В связи с этим вспоминаю один случай, который произошел во время визита приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в Святую Землю. Когда ждали его самолет, была солнечная погода, и матушки Горненского монастыря, общаясь между собой, говорили: «Святейший Патриарх прилетает, и вот нам светит солнышко». Когда же приземлился самолет и из него вышел Патриарх, неожиданно для тех мест хлынул дождь. И матушки говорят ему: «Ваше Святейшество, как приятно Вас видеть, Вы нам привезли дождик». Так что одна и та же погода может быть как угодно интерпретирована.

Да, бывают годы более урожайные и менее урожайные, бывает погода лучше или хуже, бывает лето более холодное либо более жаркое. Но обычно люди к этому приспосабливаются, а в наше время создано очень много механизмов для того, чтобы застраховать страну, застраховать население от последствий неурожая.

По поводу же молитвы могу сказать: она помогает, и это проверено опытом очень многих поколений церковных людей.

Е. Грачева: Но не кара ли это Божья нам за что-то, как Вы думаете?

Митрополит Иларион: Не думаю.

Е. Грачева: Владыка, Владимир Познер обратился к Русской Православной Церкви, так как – цитата – «не получил содержательного ответа на вопрос, могут ли его судить за то, что он атеист, в рамках нового закона о защите прав верующих». Может быть, Вы ему ответите через нашу программу?

Митрополит Иларион: Церковь уже несколько раз отвечала на этот вопрос. Выступая некоторое время назад в Совете Федерации, я затронул эту тему и сказал о том, что блогера, дело которого стало поводом для подобных высказываний, осудили не за то, что он в Бога не верит, а за то, что он постоянно делал высказывания, которые подпадают под определение экстремизма. Там были всякие издевательские высказывания, я даже их зачитывал в нашей передаче.

Кроме того, я знаю, что председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда также ответил Владимиру Познеру, и у них даже была переписка. Я не думаю, что это вопрос, который вообще следует обсуждать в публичном пространстве, потому он, по-моему, с самого начала имел риторический характер. Будут ли судить за неверие в Бога? Нет, не будут судить. Я думаю, что вполне очевидный ответ. А вот если к этому примешивается экстремизм, если к этому примешивается человеконенавистническая идеология или другие действия, которые подпадают под статьи Уголовного кодекса, вот тогда человек может быть осужден, и это будет справедливо.

Е. Грачева: Владыка, 12 июля Церковь отмечала память святых апостолов Петра и Павла. В этом году дата юбилейная: по крайне мере, по мнению большинства ученых со дня кончины апостолов исполняется 1950 лет. Отмечался ли каким-то особым образом день первоверховных апостолов в этот раз?

Митрополит Иларион: Этот день отмечался особым образом: Святейший Патриарх Кирилл посетил Санкт-Петербург и совершил богослужение в Петропавловском соборе.

Вообще значение этой даты очень велико, ведь именно апостолов Петра и Павла Церковь называет первоверховными. У них очень разная судьба. Петр был фактическим главой апостольской общины еще при земной жизни Иисуса Христа. При чтении евангельских текстов мы видим: Христос задает вопрос всей группе учеников – отвечает Петр. Эта тема взаимоотношений между Господом Иисусом Христом и Петром прослеживается по всем четырем Евангелиям. И все четыре евангелиста рассказали о том, как Петр отрекся, как он потом раскаялся.

А евангелист Иоанн также рассказывает о том, как Господь Иисус Христос после Своего Воскресения, как бы восстанавливая Петра в апостольском достоинстве, трижды спросил его: «Любишь ли ты Меня?», и тот ответил трижды: «Я люблю Тебя». И ему Господь сказал: «Паси овец Моих» (Ин. 21. 16-17). Согласно церковному Преданию, апостол Петр совершил много путешествий в разные места, а закончил свои дни мученической кончиной в Риме: он был распят, по более позднему преданию – распят вниз головой.

Подробнее: Митрополит Иларион: Любая попытка наладить диалог – это путь в будущее