Религиозные портреты регионов России

xeniaСемитомное издание «Религиозно-общественная жизнь в российских регионах» представлено в Москве

Первая книга из семитомного издания «Религиозно-общественная жизнь в российских регионах» (под редакцией С.Б. Филатова. М.: Летний сад, 2014) была представлена 17 января в Москве в Институте Европы РАН. Новое издание подготовлено российскими исследователями религии в сотрудничестве с Кестонским институтом (Оксфорд, Англия). В презентации приняли участие авторы и редакторы нового издания, которое стало результатом их полевых исследований во всех регионах России. В первый том вошли описания и анализ религиозной жизни в субъектах РФ от Алтайского края до Ингушетии (регионы будут представлены в алфавитном порядке, по 10-15 в каждом томе; Москве будет посвящен отдельный том).

Встречу вела президент Кестонского института Ксения Деннен, которая в течение многих лет принимает непосредственное участие в экспедициях российских религиоведов. Как сообщил редактор и составитель первого тома, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Сергей Филатов, новое издание является естественным продолжением проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», который осуществляется с 1998 года теми же учеными (но команда их омолаживается) совместно с Кестонским институтом. И если структура 7-томника такая же, как у «Атласа современной религиозной жизни России» (Отв. ред. С. Филатов, М. Бурдо, 2005-2009), то содержание принципиально иное. «В «Атласе» мы старались максимально описать все конфессии и их лидеров в российских регионах, это было справочное издание. Сейчас, спустя почти 10 лет, с развитием интернета, такой подход устарел, жизнь быстро меняется. В новом издании мы резко сократили справочную часть, но более всего обратили внимание на анализ тенденций, движений и конфликтов в религиозной жизни. В нашем издании заметен «христианский акцент», мы, в первую очередь, пишем о православии и бурно развивающихся протестантских деноминациях. Но есть регионы, где преобладает ислам, и это тоже отражено в наших исследованиях. Мы старались максимально уйти от собственных предпочтений, достичь научной беспристрастности», -- сказал С. Филатов.

Подробнее: Религиозные портреты регионов России

Первый Международный форум «Религия и мир»

 

пленарка213 декабря текущего года в столице состоялся уникальнейший по своим масштабам Первый Московский международный форум «Религия и мир». В стенах мультимедийного пресс-центра РИА Новости одновременно собрались наиболее авторитетные представители экспертного сообщества в сфере межконфессиональных отношений из России, Европы и США, основные представители традиционных религий и конфессий, а так же государственные и общественные деятели, озабоченные проблемами сосуществования и взаимодействия государства и религии в общественном пространстве.

Репортаж с пленарного заседания форума

Доклад Алины Багриной: «Верующие России — кто они?»

Репортаж с пленарного заседания Международного форума «Религия и мир»

артюхОткрывая приветственную сессию конференции, руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с региональными организациями города Москвы Юрий Артюхозвучил напутственные пожелания Мэра Москвы Сергея Собянина, который выразил уверенность в плодотворном характере предстоящей дискуссии, пожелав участникам успешной работы. От себя Юрий Артюх добавил несколько слов относительно надежд на получение чисто практических советов и решений на основе опыта других стран, а также анализа культурно-исторических предпосылок зарождения и становления современного российского общества. По результатам конференции должны быть выработаны рекомендации, способные послужить непосредственной основой продуктивного сотрудничества религиозных организаций с органами государственной власти. К слову мэра столицы и главы Департамента присоединились духовные лидеры всех традиционных религиозных и конфессиональных направлений России, участвовавшие в приветственной сессии форума.

ФадеевНачиная пленарную часть конференции, модератор сессии, главный редактор журнала «Эксперт», член Общественной палаты РФ, Валерий Фадеев, обратился к наследию великого американского социолога Питирима Сорокина, более чем подробно разбиравшего особенности социокультурной динамики. На этой основе было сделано предположение о том, что мы, возможно, находимся на пороге новой великой эпохи идеациональной культуры, в рамках которой не будет больше места противостоянию религии и науки, культурному разложению человека. На смену этому придет новая социальная система ценностей, побуждающая как отдельного человека, так и общество в целом, к культурному и духовному развитию, возвышению над низменными материальными страстями, доминирующими в современном обществе.

Митрополит Волоколамский ИларионВ рамках пленарного заседания участники мероприятия обсудили возможности позитивной организации межконфессиональных взаимодействий, проблемы религиозной ксенофобии и антирелигиозных настроений в целом, особенности религиозной идентичности и ценностных личностных ориентаций в современном российском обществе. Так, по словам председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Митрополита Волоколамского Илариона, на фоне религиозного релятивизма и, в целом, «нравственного беспредела», господствующего в современной Европе, сегодняшняя Россия, представляет собой некий оплот традиционного жизненного уклада, являясь в наиболее позитивном смысле, защитницей здоровых консервативных ценностей. Митраполит особо отметил, что потеря проповедуемых традиционными религиями нравственных ориентиров, на основе которых человек «избирает жизнь», непосредственным образом ведет к демографическому кризису, охватившему сегодня страны Западной Европы. И, напротив, господство нравственной системы ценностей, направленной на укрепление традиционного семейного уклада, дает перелом демографической ситуации в современной России, когда рождаемость превышает смертность. Безусловно, это стало возможным благодаря качественной государственной политике, направленной на поддержание семьи, традиций и ценностей. Однако, по мнению оратора, немалые усилия к этому приложили и религиозные организации традиционных вероисповеданий России. В данной связи Митрополит Волоколамский Иларион рассказал о беспрецедентном возрождения православной религиозной жизни в рамках которого, силами Русской Православной Церкви за последние 25 лет было восстановлено и построено около 25000 храмов и более 800 монастырей.

АббясовПродолжая мысль об актуальном сегодня для всех традиционных вероисповеданий России религиозном возрождении, заместитель председателя Совета муфтиев России, Рушан Хазрат Аббясовобратил внимание собравшихся на масштабы утраченного религиозными объединениями в эпоху господствующего государственного атеизма, что в последствии сделало необходимыми процессы массовых восстановлений и воссозданий религиозной инфраструктуры, — а это, в первую очередь, строительство храмов, мечетей, дацанов. Если к концу 90-х годов прошлого века на всю Россию сохранилось лишь 100 мечетей, то на сегодняшний день удалось уже восстановить более 7000 мусульманских храмов, что, стало возможным как благодаря поддержке органов государственной власти, так же посредством взаимодействия на межрелигиозном уровне.

ФеррариО роли гражданского общества в рамках достижения межконфессионального и межэтнического мира рассказал профессор права университета Милана (Италия), член комитета Европейского института религиозных наук (EPHE, Paris) и совета экспертов международной Ассоциации религиозной свободы (Силвер-Спринг, штат Мэриленд, США) Сильвио Феррари. Эксперта заметил, что современный социальный мир – это пространство контрастов и различий, в рамках которого индивид не всегда способен чувствовать себя комфортно. Для развития и поддержания толерантного и лояльного отношения в этом разнообразном мире необходимо развивать механизмы функционирования гражданского общества, делая его открытым и готовым к дискуссии. Именно путем нахождения баланса между деструктивными силами и политикой чрезмерной свободы можно прийти к созданию новой благоприятной социальной реальности.

ЛегойдаПредседатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, к.п.н., профессор МГИМО (У) МИД России, Владимир Легойда, обратил внимание на уникальность XXI века, которому свойственно беспрецедентное по своей скорости и масштабам развитие технологий, в частности информационных, что не оставляет шансов отыскать в прошлом адекватные современности рецепты решения актуальных проблем. В век ненормативного развития культуры, когда одномоментно сосуществуют различные социальные тенденции, еще недавно признаваемые альтернативными, религия требует крайне бережного отношения. Так, религиозная принадлежность, по убеждению докладчика, не может представлять собой лишь одну из целого ряда социальных ролей в системе множественной идентичности современного человека. Религия, как подчеркивает Владимир Легойда, не является сугубо частным делом отдельной личности, так как представляет собой «предельную идентичность», определяющую все остальные социальные роли индивидуума.

ЧаплинПоддерживая идею об особой роли религиозной традиции в современной жизни российского социума, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата Протоиерей Всеволод Чаплин, упомянул о Новой Симфонии в отношениях церкви, государства и общества. Таким образом, согласно обозначенному тезису, церковь и государство не является одним целым, однако связь между ними, по мнению докладчика, в рамках современной России должна представлять гармонию согласия и сотрудничества, предполагающую общие дела и общий дух. В таком плотном взаимодействии, каждая из данных социальных институций должна продолжать исполнять свой специфический долг по отдельности, однако объединяя усилия для достижения определенных социально ориентированных целей, служить первоосновно на благо общества.

АлинаЗаключительным выступлением пленарной сессии стал доклад руководителя независимой исследовательской службы «Среда» к.п.н. Алины Багриной, построенный на основе крупнейшего всероссийского социологического исследования «Атлас религий и национальностей» (АРЕНА) , результаты которого отражают актуальную религиозную ситуацию во всех регионах РФ. Как рассказала докладчик, в целом по стране число не верующих составило 13%, затруднились с ответом 5% респондентов, но особый интерес исследователей вызывали 25% верующих без принадлежности к какой-либо религии. Доля россиян с определенным вероисповеданием на момент исследования достигла 57%, в числе которых выделяются группы православных христиан (41%) и мусульман (6,5%). Согласно представленным данным, 9% преимущественно молодых россиян собираются покинуть территорию страны, чаще это не верующие люди, а также протестанты и иудеи. Православные, напротив, заметно реже выказывают желание уехать, но чаще демонстрируя свою любовь к родине. По словам автора. 4,5% населения современной России имеют активную гражданскую позицию наряду с ответственным отношением к своему вероисповеданию, а 9% преимущественно молодых людей, активны не только граждански, но и экономически. Так, среди последних социологи особо выделяют небольшую группу староверов (около 300 000 человек), обладающих наиболее высоким доходом и ярко выраженной религиозной идентичностью, которые по мнению докладчика могут служить прообразом экономически активной православной группы. Заканчивая свое выступление, Алина Юрьевна акцентировала внимание на специфической «супергруппе», объединившей представителей всех традиционных религий, особенностью которой явился наиболее положительный резонанс ряда личностных характеристик, а именно: желание иметь детей, активная и открытая социальная позиция, вера и любовь к родине. По мнению докладчика, представленные данные, непосредственно свидетельствуют в пользу высказанного ранее предположении о грядущей эпохе идеациональной культуры, оставляя надежду на расширение и уплотнение «супергруппы» россиян, способных оказать решающее влияние на будущее развитие страны.

Верующие России — кто они? Доклад Алины Багриной на Международном форуме «Религия и мир»

АренаВ рамках своего выступления постараюсь коротко рассказать о том, что же представляет собой по результатам социологических исследований окружающая нас верующая Россия. Этот доклад носит не столько теоретический, сколько практический характер, в связи с чем, заранее прошу прощения, если некоторые цифры кого-то удивят. Источником данных, которые будут представлены, является крупное всероссийское социологическое исследование «Атлас религий и национальностей Российской Федерации» (АРЕНА), проведенное службой «Среда» в 2012 году. Полевые работы были заказаны у Фонда «Общественное мнение», выборка исследования составила 56 900 человек, что, надо заметить, в 30 раз больше стандартного всероссийского репрезентативного опроса. Соответственно, это позволяет нам увидеть актуальную религиозную ситуацию по всем регионам и по всем вероисповеданиям России. Данные этого  исследования находятся в открытом доступе.

О чем же пойдет речь? В первую очередь, о численности верующих. Затем, хотелось бы представить своего рода иллюстрацию тезиса уважаемого господина Аббясова о холизме религиозного возрождения, говоря о верующих в разных общественных размерностях. Это особенности верующих в политическом пространстве, экономическое поведение россиян, а так же демографические намерения. В заключение, хотелось бы несколько слов сказать о так называемой нами «супергруппе» россиян, — немногочисленной, однако очень интересной находке.

Итак, начиная с конца, в целом по РФ число неверующих составляет 13%, в то время как доля россиян с определенным вероисповеданием значительно больше и на момент исследования достигла 57%. Помимо 5 % затруднившихся с ответом, далее, возможный миссионерский интерес вызывает четверть россиян, верующих без принадлежности к какой-либо религии.

Слайд4

Говоря о православных верующих, необходимо обратить внимание на отсутствие сегодня в экспертном сообществе четких критериев их определения. Самоидентификация респондента не всегда является достаточно достоверной, так как для сегодняшней России характерно смещения понятий, когда «православность» оказывается частью политической, культурной или этнической принадлежности, по сути  не являясь религиозной идентичностью современного россиянина. В связи с чем, для включения в группу «церковных православных» в рамках нашего исследования, респонденту необходимо было согласиться с утверждением «исповедую православие и принадлежу к Русской Православной Церкви (РПЦ)». Такое утверждение выбрано не случайно, более подробную информацию о данной методике можно получить на сайте нашей службы. Благодаря данной формулировке удалось выделить группу православных церковных верующих, составивших, по результатам исследования, 41% от общего населения РФ. Социально-демографические особенности современного церковного православного христианина достаточно размыты, однако принадлежность к РПЦ все же чаще отмечается среди городских жителей, и среди  женщин, нежели мужчин.

Слайд5

Согласно полученным данным, ислам является второй по степени распространенности религией в России, его исповедуют 6,5% населения, среди которых наибольшее количество мужчин, проживающих преимущественно в селах.  Примечательно, что мусульмане России чаще, чем в среднем, называют себя счастливыми людьми.

Слайд6

При рассмотрении гражданской позиции респондентов, возникает интересная связь: как оказалось, среди россиян, желающих покинуть территорию Российской Федерации, а уверенно об этом говорят 9% — кстати, чаще среднего это молодые люди, — также чаще можно встретить неверующих, а также, несколько чаще среднего среди них оказываются протестанты и иудеи. Мусульмане в данной группе представлены без отличий от среднего по России. Что же касается православных церковных россиян, то они заметно реже выказывают желание уехать, и, согласно данным, чаще говорят о  любви к России.

Слайд7

График Correspondence Map  (многомерная свертка данных), позволяющий судить о резонирующих характеристиках респондентов, подтверждает сказанное. Мы видим, что к атеистам ближе всего, как и было сказано, утверждение «хочу жить в другой стране», в то время как к церковным православным наиболее приближено утверждение «люблю Россию».

Слайд8

В связи с этим, хотелось бы обратить внимание на специфическую группу «граждан-мирян», имеющих активную гражданскую позицию наряду с ответственным отношением к своему православному вероисповеданию. Данная группа составляет 4,5%. Что интересно, она  достаточно «ресурсообеспеченная» в социальном плане и объединяет чаще молодых россиян, чаще среднего имеющих высшее образование и сравнительно высокий доход. Присутствующим может быть интересно, что «граждан-мирян» чаще всего можно встретить в Москве и Московской области, а так же в Калуге, Костроме, Туле, Новгороде, Липецке и Санкт-Петербурге.

Слайд9

Еще одно наблюдение. Мы пытались прояснить ситуацию, связанную с соблюдением Заповедей Божьих в современном российском обществе, естественно, с учетом специфики перевода языка Заповедей на секулярный анкетный язык. Так, в целом по России около 60% населения заповеди не соблюдают, в то время как живут согласно хотя бы 7 заповедям не более 6% россиян. Хотелось бы обратить внимание на любопытный факт: наименьшее число людей, не соблюдающих заповеди, находятся не в группе активных прихожан (43% живущих не по заповедям), а среди россиян с активной гражданской позицией (36%).

Слайд10

Несколько слов о экономической активности россиян. Так, согласно данным исследования, в России 9% населения готовы к предпринимательской деятельности. Это также чаще это молодые люди, имеющие активную гражданскую позицию, склонные к благотворительности, более того, что крайне важно, выражающие желание иметь детей. Среди подгруппы «предпринимателей», желающих покинуть Россию, опять же чаще мы видим  атеистов, протестантов и иудеев. Остаться в стране планируют в основном экономически активные православные предприниматели, а также отдельно выделяется небольшая (около 300 000 человек), но достаточно примечательная группа староверов, которую хотелось бы  отметить.

Слайд11

Как показывает данный график,  еще одна «карта соответствий», староверы, — эта сравнительно наиболее высокодоходная группа россиян, при этом с ярко выраженной религиозной идентичностью. Они чаще говорят о том, что вера важна в их жизни, соблюдают религиозные предписания, говорят о том, что «хотели бы верить больше», Возможно, эта группа может служить прообразом экономически активной православной группы, на которую имеет смысл обратить внимание.

Слайд12

Приближаясь к заключительным тезисам, хотелось бы пару слов сказать о демографии, а точнее о тех, кто наследует Россию не в переносном, а в прямом смысле, или, как напомнил нам Владыка Иларион, тех, «кто выбирает жизнь».  Так, согласно нашим данным,  11% респондентов выразили желание иметь много детей. Примечательно, что в данной группе у россиян часто доход выше среднего по России, и одновременно религия, по словам самих опрошенных, играет достаточно важную роль в их жизни. Следует заметить, что эти данные противоречат убеждению ряда социологов, которые в рамках модернизационного подхода склонны считать, что высокая степень религиозности и высокий уровень рождаемости связаны с низким уровнем социально-экономического развития. Однако в мировой практике многочисленные данные показывают, что при сходных социально-экономических условиях, более высокий уровень рождаемости наблюдается в группах с более высоким уровнем религиозности. В связи с этим, появляется возможность говорить о некой «демографической надежде» современного общества, непосредственно связанной с россиянами, серьезно оценивающими роль религии в своей жизни.

Слайд13

Мы подошли вплотную к «супергруппе» россиян — это те самые 11%, которые хотят иметь много детей. Хотела бы отметить, что эта групп включает не только православных, но и представителей всех вероисповеданий. В этой группе мы видим множественные более вероятные положительные корреляции, связывающие не только веру и важность семейных ценностей, но и более высокое межличностное доверие, более высокую гражданскую активность, большую склонность к благотворительности и более высокий уровень патриотизма.

Слайд14

В этой связи хотелось бы поделиться еще одним наблюдением, которое перекликается с тезисами Владимира Легойды, обратившего внимание на актуальный сегодня феномен множественной системы личностных идентификаций. В XXI веке, большая  скорость социального времени, высокая плотность информационного потока, а так же акцент на горизонтальных, сетевых взаимодействиях побуждают современного человека не просто играть различные социальные роли в течение одного дня, — это было и раньше, — но буквально становиться разными люди в течение дня, перебирая «предельные идентичности».

Слайд15

При этом, последние, как справедливо заметил Владимир Романович, определяют систему ценностей отдельного индивида и, соответственно, общества в целом, формируя критерии «добра и зла». Важно добавить, что одновременное наличие у человека комплекса различных по сути идентичностей, остро ставит вопрос о наличии или отсутствии  резонанса  между встроенными в эти идентичности системами ценностей. Если эти разные системы ценностей резонируют между собой, всё нормально. Но если они оказываются несовместимыми, мы сталкиваемся с аномией, социальной апатией, алкоголизацией, ну и риском депопуляции.

Напротив, в случае наличия резонанса идентичности, — мы, по сути, возвращаемся к ранее приведенному эмпирическому свидетельству о наличии «супергруппы» россиян.  Может быть, в какой-то степени это та самая Новая Симфония, о которой нам напомнил Отец Всеволод. Здесь мы видим, как  связанными в непротиворечивое целое оказываются желание иметь детей, активная и открытая социальная позиция, вера, любовь к Родине.

Слайд16

Лейтмотивом нашего сегодняшней пленарной сессии стало цитирование работ Питирима Сорокина, и утверждение нашего уважаемого ведущего о том, что впереди для России, возможно, оказывается эпоха идеациональной культуры. Не исключено, что в данном докладе представлено социологическое свидетельство в пользу этого утверждения.

В современном российском  обществе существует сегодня большое количество очень серьезных проблем. Однако не хотелось бы, чтобы это мешало нам видеть то хорошее, что у нас есть.  Спасибо за внимание.

Репортаж подготовила Ольга Пинчук

Служба СРЕДА

 

Христиане разных конфессий – о работе с людьми, зависимыми от алкоголя и наркотиков

Межконфессиональная встреча «Опыт христианского понимания проблем зависимости» состоялась 5 ноября в Российском православном университете (РПУ). В вечере, который прошел в преддверии III Международной научно-практической конференции «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация», приняли участие священнослужители и миряне из России, Польши, Румынии, Нидерландов, США. По просьбе инициатора конференции Евгения Проценко – директора реабилитационных программ Христианского общественного благотворительного фонда «Старый Свет», преподавателя РПУ, каждый участник встречи вкратце представил свой опыт работы с зависимыми людьми.

о. Михаил Бугров, о. Валентин Жохов. Фото Катерины ЗайцевойПротоиерей Валентин Жохов, настоятель Никольского храма подмосковного села Ромашково, занимается реабилитацией 12 лет. В его приходе начинали с семейных клубов трезвости, опираясь на итальянские методики, теперь работают две группы «не столько терапевтического, сколько душепопечительского характера».

Католическая монахиня Данута Абрамович (Польша) давно работает в школе, ведет социотерапевтическую группу для детей из алкогольных семей. К конференции сестра Данута подготовила мастер-класс на эту тему. Священник Павел Касперович, координатор Гродненской епархии РПЦ по работе с алко- и наркозависимыми людьми, много сил тратит на профилактику зависимостей среди молодежи и на обучение духовенства методикам реабилитации, основываясь на опыте фонда «Старый свет».

Из выступлений большинства участников выяснилось, что в реабилитации зависимых они отдают предпочтение группам взаимопомощи, работающим по программе «12 шагов» (во всем мире по этой программе помогают друг другу люди с разными видами зависимости – алкогольной (АА), наркотической (АН), игровой, многими другими, а также созависимые родственники), а некоторые сами прошли через эту программу. Молодой православный священник Михаил Бугров (Москва, Балашиха) свидетельствовал, что не только советовал своим прихожанам заниматься в группах самопомощи, но и сам участвовал в них, и именно через это «обрел доверие Богу».

Американец Джордж Акваро более 20 лет назад пришел в группу АА в поисках исцеления от зависимости. Рассказывая о своем опыте, он сосредоточился на духовной стороне выздоровления, называя трезвость «плодом Духа». «В группе АА мне пришлось научиться раскаянию и любви к Богу», -- рассказывал он. Поиски «любящего Бога», каким Он открылся будущему клирику, привели его в Православную Церковь – ныне о. Джордж является настоятелем прихода св. Матфея в г. Торранс, Калифорния (Северо-Американская митрополия Антиохийской Православной Церкви), магистром богословия. Он – автор многих работ по проблемам зависимости, в частности, книг по истории «Программы 12 шагов» и отношению к ней Православной Церкви. Создал «Руководство для священнослужителей по проблемам алкогольной и наркотической зависимости», ведет в интернете блог «Православие и выздоровление».

На принципах «12 шагов» основана и православная программа «Метанойя» для зависимых и созависимых людей, которую уже много лет ведет при Даниловом монастыре игумен Иона (Займовский). Отвечая на вопросы о программе «12 шагов», он подчеркнул, что, несмотря на то, что «открыли» ее в 1920-е гг. в США, программа не является специфически американской, она универсальна и адресована тем, что «хочет научиться любить Бога и работать над своей душой». О. Иона многократно наблюдал динамику участников программы, когда, наряду с выздоровлением, человек двигался от смутных стереотипов о Боге, от «обрядовых представлений» к сознательному воцерковлению, становился «светлым христианином», помогающим выздоравливать другим.

о. Павел Касперович, с. Данута Абрамович, иг. Иоана (Займовский)

Представители Румынии – профессор-богослов Себастьян Молдован (Университет г. Сибиу) и священник Юлиан Негру, координатор Национальной программы по борьбе с наркотиками Румынской Православной Церкви рассказали о программах помощи зависимым на приходах и в тюрьмах, о профилактике зависимости среди студенчества, а также упомянули о программе помощи священнослужителям, зависимым от алкоголя, которая действует при одном из монастырей.

Отвечая на вопрос «Благовест-инфо» о том, как программа «12 шагов» приживалась в Румынии, о. Юлиан отметил, что поначалу эта методика была встречена с недоверием, особенно в кругу консервативных священников. Румынский Патриарх Даниил в бытность епископом хорошо знал работу с зависимыми на приходе о. Юлиана. Поэтому предстоятель не только благословил эту работу и обучение священников в духовных школах, но и разослал всем епископам указание поддерживать группы взаимопомощи. «Слава Богу, у нас сейчас нет ни одного епископа, который бы относился к этой программе отрицательно. Мы использовали разные методы, но практика показывает, что это – лучший», – сказал священник. Сейчас в Румынии воспринимают данную программу как «библейскую, универсальную». «Здесь нет никаких проблем с теологией», – ответил о. Юлиан тем, кто упрекает «12 шагов» в протестантском происхождении и причисляет программу чуть ли не к «Нью Эйдж».

С .Молдаван, о. Юлиан Негру, о. Джордж Акваро, М. Коэн. Фото Катерины Зайцевой

Оказывается, группы взаимопомощи нелегко пробивали себе дорогу и в самой Америке. По словам о. Джорджа, принципы программы оказались чужды «типичному американскому подходу к проблеме зависимости»: «Представьте себе стереотипный образ ковбоя – и «12 шагов» с их идеей признавать свои грехи, говорить об этом с другими людьми, помогать друг другу избавиться от греха. Это же полные противоположности! В Америке преобладает представление о Боге, который наказывает человека, ненавидит грешников. Бог любви, сострадания, прощения – такого Бога мы встретили в программе АА. Сейчас же она очень распространена, и причина только одна – она работает!» Интересно, что в процессе семинара, который о. Джордж когда-то проводил с румынскими православными священниками по программе «12 шагов», он обнаружил, что «православные более открыты этому движению, чем многие американцы».

О. Павел Касперович напомнил, что покойный Патриарх Алексий II и Патриарх Кирилл, митрополиты Сурожский Антоний, Минский Филарет, Волоколамский Иларион одобрили работу с алко- и наркозависимыми на основе программы «12 шагов». Евгений Проценко упомянул, что в Концепции о работе РПЦ с зависимыми людьми группы взаимопомощи рассматриваются как «желаемый эффективный ресурс». Он привел также слова Папы Иоанна Павла II, который назвал эту программу «величайшим чудом ХХ века».

Гость из Нидерландов – председатель Европейской рабочей группы по исследованию различных подходов в наркополитике (EWODOR), специалист по профилактической и социальной психиатрии доктор Мартин Коэн начал создавать терапевтические группы взаимопомощи зависимых еще с 1972 г. По его словам, главная задача участников таких групп -- «научиться помогать себе с помощью других». Д-р Коэн считает, что по эффективности терапевтические группы АА и АН не могут сравниться с «замещающей терапией» (когда врачи предлагают зависимому человеку более легкие наркотики – метадон вместо героина - ред.), против которой он давно и последовательно выступает.

Валерий Доронкин, возглавляющий Координационный центр помощи алкоголезависимым и их родственникам при Синодальном отделе по социальному служению РПЦ, рассказал об «обетах трезвости», которые берут на себя члены братств «Трезвение», ориентирующихся на возрождение подобной дореволюционной практики.

Своим опытом относительно «обетов трезвости» поделился о. Юлиан Негру: «Я часто пользовался этим способом у себя на приходе, и теперь сожалею об этом. Человек брал обет на год, например, а потом стоял перед баром, глядя на часы, считая минуты, когда этот год закончится – и возвращался к прежнему. «Обет трезвости» может быть использован как временное средство, часть решения проблемы. Зависимость можно представить в виде айсберга, где верхняя часть – это потребление алкоголя. «Обет трезвости» как бы заталкивает эту видимую часть под воду, а через время она снова вылезет на поверхность. Человек нуждается в постоянной терапии».

О. Валентин Жохов наблюдал как положительный, так и отрицательный опыт применения «обета трезвости», во многом это зависит от священника, который «недооценивает готовность» человека, приносящего обет. Эта форма борьбы с зависимостью может применяться как «средство душепопечения» в среде созависимых, считает о. Валентин.

Дискуссию резюмировал доктор психологических наук, профессор, завкафедрой Психологического факультета МГУ Борис Братусь. По его словам, богословские споры о разных методах избавления от зависимости «не относятся к тому человеку, который страдает». «Как священник во всем облачении может встать перед ребенком на колени, чтобы поговорить с ним, так и Церковь должна «присесть» к тому человеку, который упал, и не выяснять у него в первую очередь, как он понимает Символ веры», – призвал ученый к действенному милосердию по отношению к зависимым людям.

Рабочие заседания конференции с мастер-классами и дискуссионными семинарами «Страсти и человеческая воля в формировании и лечении зависимости», «Духовные основы зависимости», «Значение самоопределения личности в формировании зависимости. Святоотеческий взгляд и современная точка зрения» продолжились 6 и 7 ноября.

Юлия Зайцева, Благовест-инфо