Сергей Чапнин. К чему приведет отказ РПЦ участвовать во Всеправославном соборе

imagehggreicccНе ехать, отказаться от участия – это самое слабое решение, самое беспомощное. И тем не менее именно его выбрали четыре Церкви. Это надо воспринимать как довольно откровенный жест в сторону православных фундаменталистов, которые называют этот собор «волчьим» и «богопротивным», считая, что главная задача греков – «узаконить на нем ереси»


Всеправославный собор, который официально называется «Святым и Великим», не состоится. Он рассыпался прямо на глазах за две недели до начала. Из 14 поместных православных церквей от участия отказались четыре. И даже те, кто не отказался от участия, жестко критикуют подготовленные документы. Что же случилось? Действительно ли проблемы и внутренние конфликты в православном мире настолько острые, что проведение собора невозможно? Богословские и исторические проблемы здесь тесно переплетаются с церковной политикой.


13 июня состоялось экстренное заседание Синода Русской православной церкви. Обсуждали фактически только один вопрос: ехать или не ехать на Всеправославный собор. Прогноз был отрицательный, но некоторая надежда сохранялась. В итоге обошлось без сенсаций: Синод принял решение отказаться от участия в соборе и предложил довольно пространное объяснение своей позиции.


Но какие бы аргументы ни звучали, главный результат очевиден: московский патриарх торпедировал проведение собора. Авторитетным церковным собранием этот собор уже не станет, хотя константинопольский патриарх Варфоломей, первый среди равных в православном мире, намерен его провести, несмотря ни на что.
Ранее от участия в соборе отказались Болгарская, Антиохийская и Грузинская церкви. Формальный повод – серьезная критика документов. Выяснилось, что к ним довольно много богословских претензий, хотя подготовка собора велась более пятидесяти лет и несколько поколений церковных иерархов и богословов готовили эти документы.

Подробнее: Сергей Чапнин. К чему приведет отказ РПЦ участвовать во Всеправославном соборе

Пожилую коптскую христианку прогнали нагой по египетской деревне

image23 12 87Толпа из 300 человек раздела догола и провела по улице 70-летнюю коптскую христианку, проживающую в поселении Аль-Карм египетской провинции Минья, подозревая ее сына во внебрачной связи с мусульманкой, сообщает в четверг британское издание The Independent.

Помимо этого, разъяренные жители Аль-Карма сожгли семь христианских домов. Издание отмечает, что близкие отношения между христианином и мусульманкой, что послужило поводом для нападения, стали нарушением строго табу, распространенного среди жителей деревни.

"Никто ничего не предпринял. Полиция не предприняла никаких упреждающих мер безопасности, зная о готовящемся нападении", — приводит СМИ слова местного коптского священника Анба Макария.

При этом губернатор Миньи Тарик Нассер стал отрицать происшествие с пожилой женщиной, хотя сотрудники местных служб безопасности неоднократно подтверждали данный факт. The Independent, ссылаясь на местные СМИ, сообщает также о росте насилия в отношении христианского населения провинции за последние несколько лет.

Коптская православная церковь — одна из древнейших христианских церквей мира. В настоящее время копты — наиболее многочисленная христианская конфессия на Ближнем Востоке. Подавляющее большинство коптов проживают в Египте, хотя общее количество христиан в стране составляет около 10% от общего числа населения.

Директор программы «Диалог традиционный религий» прот. Вячеслав Баскаков принял участие в заседании Общенационального союза НКО

RyZKEn7FSgY1 апреля 2016 года в Москве состоялось Общее собрание учредителей Общенационального союза некоммерческих организаций. Собрание возглавил президент Союза НКО Александр АЙГИСТОВ.

В рамках открывающей части Собрания были представлены все учредители Общенационального союза некоммерческих организаций – это 192 фонда, ассоциации, клуба, движения и другие формы НКО из 70 регионов России.

Главной частью Собрания стало уточнение целей и задач Союза, а также принятие решений по вопросам, связанным с функционированием организации. В частности учредители определили порядок, размер, способы и сроки образования имущества Союза; избрали президиум, бюро президиума и исполнительного директора Союза; утвердили Устав организации; определили порядок государственной регистрации Союза и назначили ответственного по этому вопросу (им стал Анатолий ГАНИН, руководитель Росинформразвития).

Подробнее: Директор программы «Диалог традиционный религий» прот. Вячеслав Баскаков принял участие в...

"РУССКИЙ РЕПОРТЕР": "Ересь - не ругательство. Владимир Легойда о словах патриарха, правах человека и войне"

ima 0543 897 420 ges"Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни", - это заявление патриарха Русской православной церкви Кирилла вызвало бурное обсуждение. Часть либеральной общественности сочла, что под ересью подразумевается концепция прав человека и западного либерализма вообще. Что все же значат эти слова и какова позиция Церкви в самых острых конфликтах современности, "РР" попросил объяснить председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойду.

- Что, на ваш взгляд, поняли и не поняли критики в словах патриарха? Как можно истолковать это высказывание для наших читателей?

- Не поняли те, кто расценил это как выступление Святейшего Патриарха против прав человека. Русская православная церковь еще в 2008 году приняла всеобъемлющий документ "Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека". Если бы речь шла об отказе от концепции прав человека, Церковь не стала бы использовать этот термин в подобном названии официального документа.

Правильно поняли Предстоятеля те, кто, как и он, считают, что мера всех вещей - Бог, а не человек. Когда мерой всего становится смертный человек с его грехами, страстями и ошибками, разговор о вечности и спасении в ней - не более чем пустой звук.

Ересь - это не ругательство, а опасность для души, искажающая истину. Рассмотрение прав человека вне нравственной ответственности представляет угрозу самому человеку. Свобода превращается в узаконенное рабство: подверженность страстям, греху, наслаждениям, комфорту. Человек, который полностью руководствуется животными и потребительскими инстинктами, абсолютно несвободен, хотя формально может казаться, что его права обеспечены.

- Как вообще соотносятся гуманистические идеалы и христианские ценности? Разве европейский гуманизм не проистекает из христианства?

- Прежде всего, из христианства проистекает вера в то, что человек способен достигнуть богоподобия и бессмертия. Такая вера возносит личность настолько высоко, что никакое отношение к правам и свободам в самой развитой системе демократии с этим несравнимо.

Если под христианским гуманизмом понимать любовь и служение ближнему, то это явление не имеет в европейском контексте никакого иного основания, кроме веры Христовой. Именно благодаря ней веками совершались дела милосердия и любви.

Но если гуманизм становится синонимом самодостаточности человека, его способности самому, без Бога, определять, что есть грех, а что добродетель, или вовсе отказаться от таких категорий, то связь с христианством разрывается.

- Один ученый назвал митрополита Филиппа, который призывал царя Ивана Грозного к милосердию, "первым русским правозащитником". Как вам эта метафора? Должны ли и сейчас авторитетные церковные иерархи призывать к милости и правде в том числе и государство?

- Мы, пожалуй, можем использовать эту красивую метафору, хотя вообще-то не стоит увязывать современные общественно-политические реалии с событиями прошлого. Правозащитники апеллируют к закону, а не к милосердию, иначе их не называли бы защитниками прав.

Церковь всегда пользовалась правом печалования, а именно призывала к помилованию тех, кто признан виновным, но, как сейчас говорят, заслуживает снисхождения. И сейчас церковные структуры нередко обращаются к государству с ходатайствами за многих людей по множеству вопросов. Это не вызывает интереса СМИ, потому что речь, как правило, идет об обычных людях, а не звездах или других медийно известных личностях. "Милость к падшим" должна быть естественна для любого верующего человека, который осознает свое несовершенство перед Творцом и также ожидает прощения. Равно как естественно для верующего человека и уважение к закону.

- Русское православие иногда выглядит суровым и даже, кажется, избыточно консервативным. Не важнее ли милость, чем суд; свет и радость - чем мрачная суровость?

- Представление о русском православии как о чем-то мрачном и безрадостном ошибочно или ошибочно создается теми, кому не хватает радости веры. Сейчас время Великого Поста, и Спаситель говорит: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися" (Мф. 6:16).

"Милость превозносится над судом", - говорит апостол Иаков (Иак. 2:13). Строгость к себе, нетерпимость к греху бессмысленны, если им не сопутствует любовь к грешнику. Мы помним слова чтимого на Руси преподобного Серафима Саровского, который каждого приходящего к нему встречал словами: "Христос Воскресе, радость моя!" В этом все "суровое" русское православие.

- На Украине во время войны многие православные священники вынуждены исповедовать в том числе тех, кто воюет с оружием в руках как на той, так и на другой стороне. Как отличить ситуации, когда нужно молиться за победу оружия и когда за мир?

- За мир нужно молиться всегда, даже если война кажется нам справедливой и необходимой. Война - зло, и участие в ней становится меньшим злом только тогда, когда мы защищаем Отечество, близких от еще большего зла, которое может им грозить.

Междоусобица, гражданская война - наверное, среди войн самая страшная с точки зрения глубины нравственного падения. Ведь человек ищет врага в своем собственном доме.

Русская Церковь ежедневно возносит молитвы о прекращении братоубийственной распри на Украине. Мы верим, что Господь поможет людям, попавшим в эту круговерть беззакония, страданий и произвола, увидеть в ближних собратьев и единоверцев и поставить точку в череде бессмысленных смертей.

Федор ЛОБАНОВ

ИЗВЕСТИЯ": "Город и Церковь"

 500 99 866Сейчас только ленивый не сетует на разобщенность городских жителей, их неспособность быть добрыми соседями, помогать друг другу в сложной ситуации. Удивляться не приходится: торговые центры, число которых стремительно растет и с которыми некоторые атеисты так любят сравнивать новопостроенные храмы, никогда не делали людей ближе. Храмы - делают. Но общественники-популисты пытаются всячески воспрепятствовать их строительству.

В таком густонаселенном городе, как Москва, возведение новых объектов в сравнительно старых районах было и остается больной темой. Местные жители, очевидно, не желают чувствовать себя в роли уплотняемых героев известного булгаковского произведения. Но чтобы ставить знак равенства между пресловутым "уплотнением" и строительством храмов в спальных районах, надо стать жертвой особо едкого политического пиара. Начнем с того, что Москва является городом, в котором, особенно в спальных районах, в бетоне типовых домов запечатлен государственный атеизм, исключавший наличие у советского человека каких бы то ни было религиозных чувств. Храмов в районах, возведенных в советское время, попросту нет. По количеству религиозных строений на душу населения Москва - один из самых "безбожных" городов в мире.

Тем не менее идея строительства новых храмов в спальных районах нередко натыкается на яростное сопротивление политиков местного масштаба.

Кто-то предлагает верующим ездить в центр города, где храмов достаточно. Но если бы этим советчикам предложили съездить в центр города, чтобы купить батон хлеба или кусок колбасы, - они бы, наверное, такой "шутки" не поняли. А для престарелых людей, молодых мам с колясками и инвалидов совет такого рода и вовсе звучит издевательски. А ведь хлеб духовный не менее важен, чем хлеб материальный. С древних времен общины большинства традиционных религий имели территориальную привязку. Где человек живет - там он и молится со своими соседями, с собратьями, с которыми он составляет единое целое. Верующие, вынужденные путешествовать по приходам Москвы, - это, конечно, деформация религиозной жизни, возникшая после долгих лет государственного атеизма. Старая Москва, как и многие другие европейские города, строила храмы так, чтобы в них помещались все окрестные жители. Например, в заводских районах с многочисленным населением возводились особенно вместительные здания для молитвы.

Святейший патриарх Кирилл, сделавший строительство храмов в спальных районах Москвы приоритетной задачей своего епископского служения в столице, неоднократно заявлял, что храм - это не "точка" по оказанию религиозных услуг. Это средоточие духовной, социальной и культурной жизни, общения, взаимной помощи. Многие священнослужители организуют в своих приходах детские секции, образовательные программы, помощь нуждающимся, строят у храмов детские площадки. И последнее, что здесь спросят, помогая вам в сложной ситуации, - это - достаточно ли вы верующий человек. Приход - это жизнь, здесь находят друг друга будущие семейные пары, формируются творческие и деловые коллективы. И называть храмы местом, где Церковь обогащается за счет продажи свечек, наверное, то же, что называть театр местом, где актеры обогащаются за счет продажи бутербродов и коньяка в антракте. И прикрывают свой бизнес спектаклем. Каждый видит свое.

Подробнее: ИЗВЕСТИЯ": "Город и Церковь"