Директор программы «Диалог традиционный религий» прот. Вячеслав Баскаков принял участие в заседании Общенационального союза НКО

RyZKEn7FSgY1 апреля 2016 года в Москве состоялось Общее собрание учредителей Общенационального союза некоммерческих организаций. Собрание возглавил президент Союза НКО Александр АЙГИСТОВ.

В рамках открывающей части Собрания были представлены все учредители Общенационального союза некоммерческих организаций – это 192 фонда, ассоциации, клуба, движения и другие формы НКО из 70 регионов России.

Главной частью Собрания стало уточнение целей и задач Союза, а также принятие решений по вопросам, связанным с функционированием организации. В частности учредители определили порядок, размер, способы и сроки образования имущества Союза; избрали президиум, бюро президиума и исполнительного директора Союза; утвердили Устав организации; определили порядок государственной регистрации Союза и назначили ответственного по этому вопросу (им стал Анатолий ГАНИН, руководитель Росинформразвития).

Подробнее: Директор программы «Диалог традиционный религий» прот. Вячеслав Баскаков принял участие в...

"РУССКИЙ РЕПОРТЕР": "Ересь - не ругательство. Владимир Легойда о словах патриарха, правах человека и войне"

ima 0543 897 420 ges"Сегодня мы говорим о глобальной ереси человекопоклонничества, нового идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни", - это заявление патриарха Русской православной церкви Кирилла вызвало бурное обсуждение. Часть либеральной общественности сочла, что под ересью подразумевается концепция прав человека и западного либерализма вообще. Что все же значат эти слова и какова позиция Церкви в самых острых конфликтах современности, "РР" попросил объяснить председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойду.

- Что, на ваш взгляд, поняли и не поняли критики в словах патриарха? Как можно истолковать это высказывание для наших читателей?

- Не поняли те, кто расценил это как выступление Святейшего Патриарха против прав человека. Русская православная церковь еще в 2008 году приняла всеобъемлющий документ "Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека". Если бы речь шла об отказе от концепции прав человека, Церковь не стала бы использовать этот термин в подобном названии официального документа.

Правильно поняли Предстоятеля те, кто, как и он, считают, что мера всех вещей - Бог, а не человек. Когда мерой всего становится смертный человек с его грехами, страстями и ошибками, разговор о вечности и спасении в ней - не более чем пустой звук.

Ересь - это не ругательство, а опасность для души, искажающая истину. Рассмотрение прав человека вне нравственной ответственности представляет угрозу самому человеку. Свобода превращается в узаконенное рабство: подверженность страстям, греху, наслаждениям, комфорту. Человек, который полностью руководствуется животными и потребительскими инстинктами, абсолютно несвободен, хотя формально может казаться, что его права обеспечены.

- Как вообще соотносятся гуманистические идеалы и христианские ценности? Разве европейский гуманизм не проистекает из христианства?

- Прежде всего, из христианства проистекает вера в то, что человек способен достигнуть богоподобия и бессмертия. Такая вера возносит личность настолько высоко, что никакое отношение к правам и свободам в самой развитой системе демократии с этим несравнимо.

Если под христианским гуманизмом понимать любовь и служение ближнему, то это явление не имеет в европейском контексте никакого иного основания, кроме веры Христовой. Именно благодаря ней веками совершались дела милосердия и любви.

Но если гуманизм становится синонимом самодостаточности человека, его способности самому, без Бога, определять, что есть грех, а что добродетель, или вовсе отказаться от таких категорий, то связь с христианством разрывается.

- Один ученый назвал митрополита Филиппа, который призывал царя Ивана Грозного к милосердию, "первым русским правозащитником". Как вам эта метафора? Должны ли и сейчас авторитетные церковные иерархи призывать к милости и правде в том числе и государство?

- Мы, пожалуй, можем использовать эту красивую метафору, хотя вообще-то не стоит увязывать современные общественно-политические реалии с событиями прошлого. Правозащитники апеллируют к закону, а не к милосердию, иначе их не называли бы защитниками прав.

Церковь всегда пользовалась правом печалования, а именно призывала к помилованию тех, кто признан виновным, но, как сейчас говорят, заслуживает снисхождения. И сейчас церковные структуры нередко обращаются к государству с ходатайствами за многих людей по множеству вопросов. Это не вызывает интереса СМИ, потому что речь, как правило, идет об обычных людях, а не звездах или других медийно известных личностях. "Милость к падшим" должна быть естественна для любого верующего человека, который осознает свое несовершенство перед Творцом и также ожидает прощения. Равно как естественно для верующего человека и уважение к закону.

- Русское православие иногда выглядит суровым и даже, кажется, избыточно консервативным. Не важнее ли милость, чем суд; свет и радость - чем мрачная суровость?

- Представление о русском православии как о чем-то мрачном и безрадостном ошибочно или ошибочно создается теми, кому не хватает радости веры. Сейчас время Великого Поста, и Спаситель говорит: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися" (Мф. 6:16).

"Милость превозносится над судом", - говорит апостол Иаков (Иак. 2:13). Строгость к себе, нетерпимость к греху бессмысленны, если им не сопутствует любовь к грешнику. Мы помним слова чтимого на Руси преподобного Серафима Саровского, который каждого приходящего к нему встречал словами: "Христос Воскресе, радость моя!" В этом все "суровое" русское православие.

- На Украине во время войны многие православные священники вынуждены исповедовать в том числе тех, кто воюет с оружием в руках как на той, так и на другой стороне. Как отличить ситуации, когда нужно молиться за победу оружия и когда за мир?

- За мир нужно молиться всегда, даже если война кажется нам справедливой и необходимой. Война - зло, и участие в ней становится меньшим злом только тогда, когда мы защищаем Отечество, близких от еще большего зла, которое может им грозить.

Междоусобица, гражданская война - наверное, среди войн самая страшная с точки зрения глубины нравственного падения. Ведь человек ищет врага в своем собственном доме.

Русская Церковь ежедневно возносит молитвы о прекращении братоубийственной распри на Украине. Мы верим, что Господь поможет людям, попавшим в эту круговерть беззакония, страданий и произвола, увидеть в ближних собратьев и единоверцев и поставить точку в череде бессмысленных смертей.

Федор ЛОБАНОВ

ИЗВЕСТИЯ": "Город и Церковь"

 500 99 866Сейчас только ленивый не сетует на разобщенность городских жителей, их неспособность быть добрыми соседями, помогать друг другу в сложной ситуации. Удивляться не приходится: торговые центры, число которых стремительно растет и с которыми некоторые атеисты так любят сравнивать новопостроенные храмы, никогда не делали людей ближе. Храмы - делают. Но общественники-популисты пытаются всячески воспрепятствовать их строительству.

В таком густонаселенном городе, как Москва, возведение новых объектов в сравнительно старых районах было и остается больной темой. Местные жители, очевидно, не желают чувствовать себя в роли уплотняемых героев известного булгаковского произведения. Но чтобы ставить знак равенства между пресловутым "уплотнением" и строительством храмов в спальных районах, надо стать жертвой особо едкого политического пиара. Начнем с того, что Москва является городом, в котором, особенно в спальных районах, в бетоне типовых домов запечатлен государственный атеизм, исключавший наличие у советского человека каких бы то ни было религиозных чувств. Храмов в районах, возведенных в советское время, попросту нет. По количеству религиозных строений на душу населения Москва - один из самых "безбожных" городов в мире.

Тем не менее идея строительства новых храмов в спальных районах нередко натыкается на яростное сопротивление политиков местного масштаба.

Кто-то предлагает верующим ездить в центр города, где храмов достаточно. Но если бы этим советчикам предложили съездить в центр города, чтобы купить батон хлеба или кусок колбасы, - они бы, наверное, такой "шутки" не поняли. А для престарелых людей, молодых мам с колясками и инвалидов совет такого рода и вовсе звучит издевательски. А ведь хлеб духовный не менее важен, чем хлеб материальный. С древних времен общины большинства традиционных религий имели территориальную привязку. Где человек живет - там он и молится со своими соседями, с собратьями, с которыми он составляет единое целое. Верующие, вынужденные путешествовать по приходам Москвы, - это, конечно, деформация религиозной жизни, возникшая после долгих лет государственного атеизма. Старая Москва, как и многие другие европейские города, строила храмы так, чтобы в них помещались все окрестные жители. Например, в заводских районах с многочисленным населением возводились особенно вместительные здания для молитвы.

Святейший патриарх Кирилл, сделавший строительство храмов в спальных районах Москвы приоритетной задачей своего епископского служения в столице, неоднократно заявлял, что храм - это не "точка" по оказанию религиозных услуг. Это средоточие духовной, социальной и культурной жизни, общения, взаимной помощи. Многие священнослужители организуют в своих приходах детские секции, образовательные программы, помощь нуждающимся, строят у храмов детские площадки. И последнее, что здесь спросят, помогая вам в сложной ситуации, - это - достаточно ли вы верующий человек. Приход - это жизнь, здесь находят друг друга будущие семейные пары, формируются творческие и деловые коллективы. И называть храмы местом, где Церковь обогащается за счет продажи свечек, наверное, то же, что называть театр местом, где актеры обогащаются за счет продажи бутербродов и коньяка в антракте. И прикрывают свой бизнес спектаклем. Каждый видит свое.

Подробнее: ИЗВЕСТИЯ": "Город и Церковь"

Всеволод Чаплин: "Трамп пытается вернуть в политику идеи, "забаненные" политкорректностью"

fu9999llСайт "Реальное время": Всеволод Чаплин: "Трамп пытается вернуть в политику идеи, "забаненные" политкорректностью". Православный блогер в своей колонке для "Реального времени" - о Дональде Трампе как вызове политкорректному истеблишменту"

Дональд Трамп в предвыборной гонке США - фигура, наверное, самая яркая. Известный своими эксцентричными заявлениями миллиардер привлекает к своей персоне пристальное внимание не только в Америке, но и в России. О феномене Трампа, отношении республиканца к Путину и шансах кандидата стать президентом в авторской колонке, написанной специально для "Реального времени", рассуждает известный блогер - протоиерей Всеволод Чаплин.

Вызов кандидата

Феномен Дональда Трампа становится серьезным вызовом не только для американского "политического класса", но и для некоторых неписаных правил публичной полемики. Так, миллиардер не просто свидетельствует о себе как о христианине, что свойственно в США многим публичным фигурам, но и затрагивает существенные основы баланса между светскими и религиозными влияниями в общественной жизни. В последние десятилетия этот баланс предполагал терпимость к личным христианским убеждениям политиков, некоторое количество религиозной риторики - и отказ от консервативной христианской мотивации принятия решений, особенно в сферах внешней и оборонной политики, межрасовых и межэтнических отношений.

Трамп бросает этому балансу серьезный вызов. Он апеллирует к ценностям христианской Америки и говорит об угрозе этим ценностям со стороны новых волн мигрантов - угрозе "нового варварства", которая все больше осознается простыми американцами, не говоря уж о европейцах.

"Мы будем защищать христианство. Если вы посмотрите на то, что происходит по всему миру - посмотрите на Сирию, - то там, если вы христиане, они отрубают головы. Посмотрите на различные места: христианство в осаде", - сказал Трамп, выступая в консервативно-христианском Университете Свободы в штате Вирджиния.

Трамп vs. Папа Римский

Более того, миллиардер вступил в полемику с Папой Римским, который в связи с антимигрантскими заявлениями Трампа объявил его "не христианином". Ответ был очень жестким: "Если Ватикан вдруг подвергнется нападению со стороны ИГИЛ [организация запрещена в России, - прим. авт.], а все знают, что это их главная цель, то папа будет молиться, чтобы Дональд Трамп был президентом". Слова Папы политик назвал "позорными" и вновь продекларировал свою веру, сказав: "Я горжусь тем, что я являюсь христианином, и как президент я не допущу, чтобы христианство подвергалось нападениям".

Такая полемика наверняка отзовется и в Европе, где правоконсервативные христианские круги расходятся с Ватиканом и региональной католической иерархией в оценках новой волны миграции из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Простым христианам опасения за сохранность культурного и религиозного облика Европы гораздо ближе, чем декларируемые церковными элитами идеи всеобщей открытости и милосердия к "страдальцам", среди которых немало дикарей и террористов.

"Забаненные" идеи

Трамп известен крайне жесткой даже по российским меркам антиисламской риторикой - так, он призвал не пускать в США мигрантов-мусульман. В пятницу Трампу пришлось объявить о переносе по соображениям безопасности своего выступления на стадионе в Чикаго, причем за час до его начала. На трибунах с одной стороны собрались люди в футболках с надписями "Мусульмане против Трампа" и "Мы заставим Америку ненавидеть снова", с другой - десятки тысяч сторонников Трампа, которые выкрикивали антимусульманские лозунги. Ситуация была чревата крупным конфликтом, продемонстрированным всему миру. Возможно, за происходившим стояла провокация политических противников Трампа.

С их точки зрения, бизнесмен покусился на "святое" - на продавленный либеральной городской элитой отказ от учета расового, этнического и религиозного факторов при принятии политических решений и при выработке отношения к той или иной общественной группе. По сути, Трамп пытается вернуть в политику идеи, "забаненные" политкорректностью, но вполне очевидные для непредвзятого человека. Он фактически напоминает, что люди, имеющие разные религиозные и этнические бэкграунды, по-разному и устроены, а значит, по-разному влияют на жизнь страны - особенно когда объединяются в сети или группы влияния, а тем более в террористические организации. Сегодня все больше людей понимает, что игнорировать эту реальность в угоду идеологическим конструктам рафинированных элит - глупо и опасно.

Подробнее: Всеволод Чаплин: "Трамп пытается вернуть в политику идеи, "забаненные" политкорректностью"

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": "За неуважение к Библии грозит "однушечка". В Ставрополе начался суд над блогером-антиклерикалом"

162098 74 3 0 2В Ставрополе вчера прошло заседание суда по делу местного жителя, обвиняемого в оскорблении чувств верующих. Поводом для иска стали комментарии в социальных сетях, в которых, как утверждает пострадавшая сторона, 38-летний безработный Виктор Краснов в грубой форме выразил неуважение к христианам и Священному Писанию.

Как пояснил "НГ" адвокат подсудимого Андрей Сабинин, "по сути, это заседание - первое по существу". Расследование уголовного дела было завершено в октябре 2015 года, однако суд вплоть до вчерашнего дня несколько раз переносился ввиду неявки представителей пострадавшей стороны. "Да и в этот раз они явились лишь потому, что мы потребовали их доставить", - говорит Сабинин. Стоит пояснить, что один из двух заявителей проходит службу в рядах Вооруженных сил, как уточнил Сабинин, в воинской части на территории Абхазии. Доставили в зал суда пострадавших, по словам очевидцев, судебные приставы.

Поводом для подачи иска в следственные органы у Александра Кравцова и Дмитрия Бурняшева стала дискуссия, состоявшаяся между ними и Красновым (в "ВКонтакте" он зарегистрирован как Колосов) 11 октября 2014 года в комментариях в популярном паблике "Подслушано Ставрополь". Журналист "НГ" нашел этот диалог. Краснов написал (сохранена орфография оригинала): "Если я говорю, что сборник еврейских сказок под названием "Библия" - полная ... значит, так и есть!) По крайней мере, для меня!)))" Отточиями заменено матерное слово, синоним слова "чепуха". Далее он заявил оппонентам (сохранена орфография оригинала): "Много вас сдесь таких ПГМнутых вразумлявцев. Боха нет!)". ПГМ - распространенная среди антиклерикалов нелестная аббревиатура в адрес верующих, сокращенно от "православие головного мозга". 31 октября 2014 года Краснов вновь прошелся в том же паблике по поводу своих сетевых оппонентов, назвав их на этот раз "верунами" и добавив, что "ватники по своей природе тупые". Иронизируя над тем, что они пообещали наказать его за высказывания, он, видимо, не подозревал, что речь идет о подаче иска. "Пострадавшая сторона считает себя оскорбленной в своих чувствах как верующих, - сообщил "НГ" Сабинин, - говорит о том, что выступает не только от себя, но и от неограниченного круга других православных верующих". Следственный комитет квалифицировал дело по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих).

Подробнее: "НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": "За неуважение к Библии грозит "однушечка". В Ставрополе начался суд над...