Газета "КРЕСТОВСКИЙ МОСТ": "Пишет вам кающийся грешник..." Как общаются прихожане с заключёнными

2095 original"Обращается к вам староста тюремного храма иконы Божией Матери "Утоли моя печали"..."

"Пишу вам из пожизненной тюрьмы, где я нахожусь почти 23 года. Мне 62. Православный (стараюсь, по крайней мере, им быть)..."

"Пишет вам кающийся грешник. В прошлой жизни без Бога был бандитом. В данный момент отбываю пожизненное заключение. Восемь лет провёл в одиночной камере смертников..."

Такие письма регулярно приходят в нашу редакцию. Просьбы в них разные. Просят присылать газету, ищут друзей по переписке, хотят познакомиться. В Москве немало храмов, где прихожане по многу лет переписываются с заключёнными, отправляют им духовную литературу. О важности такого не совсем обычного социального служения нам рассказали в Центре духовной поддержки православных общин в заключении во имя прп. Ефрема Сирина. Он работает при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Cеле под руководством настоятеля протоиерея Валентина Асмуса.

Лучше всего войти в группу по переписке

- В местах лишения свободы находится много христиан, они пришли к Богу скорбями, многие уже в заключении приняли Крещение. Все они нуждаются в христианской поддержке. Любой из нас может поддержать этих людей с помощью переписки, - говорит координатор центра Наталия Пономарёва.

Для участников духовной переписки разработаны рекомендации. Её можно сравнить с беседой двух христиан, идущих из храма со службы домой. Можно обсуждать нравственные, догматические, исторические вопросы, подстраиваясь под уровень друг друга.

Вопрос о материальной помощи заключённому, с которым идёт переписка, решается индивидуально. В каждой группе по переписке уже накоплен собственный опыт. При невозможности такой помощи об этом сразу сообщается и сохраняется только духовная переписка. Также в некоторых группах по переписке практикуется отправка небольших бандеролей к Пасхе и Рождеству (чай, конфеты, бульонные кубики). Ко дню ангела и дню рождения можно послать открытки, книги.

- В рождественскую посылку можно вложить что-то личное, - советует Наталия Пономарёва, - например, одному заключённому, уроженцу тёплых краев, послали шерстяные носки. Это было немного, но он писал потом, что плакал, когда получил эту бандероль.

Не беритесь за переписку самостоятельно

Сегодня в Интернете хватает ресурсов, где размещаются контакты заключённых, обращающихся за помощью, желающих переписываться или познакомиться с женщинами.

- Я не советую начинать переписку самостоятельно, - предостерегает Наталия Пономарёва, профессиональный психолог. - Если вы действительно хотите оказать христианскую поддержку осуждённым, обратитесь в одну из групп по переписке, которые действуют при многих храмах Москвы и других городов. Там вас проконсультируют об общих правилах переписки, расскажут об особенностях духовного общения с заключёнными.

К сожалению, переписка вне православных бесед носит со стороны заключённого, не стремящегося к духовной жизни, в силу условий его существования меркантильный интерес. Они умеют манипулировать людьми: к этому их вынуждает система. Многим из них удаётся заманить женщин и управлять ими.

- Нам известны женщины, которые из Германии регулярно ездят к "пожизненникам", чтобы скрасить им их существование. Знаю девушку, которая ходит по судам и выполняет всё, о чем просит её заключённый, с которым она состоит в переписке. К сожалению, попасть в такую ситуацию русской женщине, которая привыкла спасать, очень легко.

"Когда им плохо, мы их поддерживаем"

А стоит ли тратить силы и время на многолетнюю переписку с заключёнными, оправдывает ли результат затраченные усилия?

- Наверное, для светского человека духовная переписка с заключёнными покажется зряшной работой. Ну освободится человек, а дойдёт он потом до храма или его закрутит жизнь - неизвестно. Но я всегда привожу в пример притчу о сеятеле. Одни зёрна склевали птицы, другие упали на каменистое место, взошли и скоро увяли, не имея корня; иные всходы заглушило терние, а зёрна, упавшие на добрую землю, взошли и принесли добрые плоды. Это притча про всех нас. Сила слова миссионера в процентном выражении везде одинаковая: в тюрьме ли среди заключённых, в институте ли среди благополучных студентов. И как раз здесь нести миссию сложнее - люди говорят: "Зачем мне это, у нас и так всё хорошо". А в тюрьме почва более удобренная и процент усваивающих "зерно" больше.

Подробнее: Газета "КРЕСТОВСКИЙ МОСТ": "Пишет вам кающийся грешник..." Как общаются прихожане с заключёнными

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА - НЕДЕЛЯ": "Лента времени. Когда история не разделяет, а объединяет"

BdAvszwfgkAВ Москве с огромным успехом проходит выставка-форум "Моя история: 1914-1945 годы. От великих потрясений к Великой Победе".

Почему вы выбрали именно такой отрезок времени: с 1914 года по 1945-й? - интересуюсь я у организатора и вдохновителя выставки-форума епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова).

- В советское время мы привыкли к иной периодизации - с 1917 года. Но именно с1914 по 1945 год пролегает целая эпоха между двумя мировыми войнами по переделу мира. Вне этих грандиозных событий невозможно рассматривать в том числе и нашу отечественную историю. Если наши прежние исторические экспозиции "Рюриковичи" и "Романовы" охватывали временные периоды, соответственно, в девять и в три столетия, то нынешняя вмещает в себя всего тридцать один год. Но нам не хватило места в московском Манеже, чтобы рассказать об этом гигантском по насыщенности событий времени: две мировые войны, две революции, слом вековых устоев, жестокие социальные эксперименты, массовые репрессии, и одновременно - построение нового государства, эпоха великих надежд, невиданного энтузиазма, творческого труда, время выдающихся открытий и достижений в промышленности, науке, образовании, литературе, искусстве.

Очевидно, что осмыслить этот период крайне важно. Наш выдающийся историк В.О. Ключевский заметил: "История - не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков". Знакомясь с историей своей страны, мы в какой-то степени знакомимся сами с собой. А это, поверьте, очень важное знакомство.

То, что происходило в ХХ веке, - не дела давно минувших дней. Это животрепещущее духовное пространство жизни наших дедов и отцов, нас самих. Оно и сегодня пульсирует, дает живую энергию и кровоточит, разделяет людей и объединяет их.

В античности и в русской древности важнейшие острые вопросы и проблемы обсуждались на площадях. Но Манеж - по сути та же городская площадь. Начиная подготовку экспозиции, мы поставили перед собой задачу предоставить людям, собравшимся на этой площади, максимально объективный материал и максимально воздерживаться от личностных оценок. Экспозиция основывается в первую очередь на свидетельствах современников и документах, часть из которых до последнего времени хранилась под грифами "Секретно" и "Совершенно секретно", а часть оставалась малоизвестной.

- Выставка потрясает, и вовсе не техническими придумками, буквально погружающими тебя в эпоху. И даже не новизной и обширностью предлагаемого материала. Когда такой драматичный, противоречивый период соединен воедино "Лентой времени", у многих возникает два главных вопроса. Первый: как могло случиться, что такая процветающая страна, какою стала Россия к 1914 году, впала в кровавую бездну саморазрушения. И второй: как после всех жертв народ смог воспрянуть и победить сильнейшего врага - фашизм?

- Иван Алексеевич Бунин писал: "Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то жили, которую мы не ценили, не понимали - всю эту мощь, богатство и счастье".

Подробнее: "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА - НЕДЕЛЯ": "Лента времени. Когда история не разделяет, а объединяет"

Соборное слово XIX Всемирного русского народного собора по теме "Наследие князя Владимира и судьбы исторической Руси"

N9vvC FFziUXIX Всемирный Русский Народный Собор, состоявшийся в год тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира, обращается со словом к согражданам и соотечественникам.

История человечества знает совсем немного государственных и духовных лидеров, определивших судьбы своих народов на века и тысячелетия вперед. Святой Владимир, бесспорно, принадлежит к числу этих творцов мировой истории. Вот уже десять веков Русь развивается под влиянием того мощнейшего религиозного и культурного импульса, который придал ей князь-христианин.

Всемирный Русский Народный Собор подчеркивает, что деяния вселенского масштаба, изменяющие земной путь народов, не могут быть результатом личного произвола либо отражением интересов какой-либо узкой мировоззренческой или социальной группы. Выбор, совершенный равноапостольным князем, стал выбором всего русского общества; верность этому выбору была многократно подтверждена в истории нашей страны, нередко - вопреки самым неблагоприятным внешним обстоятельствам. Подобная духовная стойкость, а также впечатляющие результаты национального и государственного строительства, украсившие минувшее тысячелетие, красноречиво свидетельствуют о том, что князь Владимир верно понял историческое призвание Руси, что его действия совпали с Божественным замыслом о ее народе.

Наследие святого князя заставляет нас еще раз осознать, что такое подлинная миссия власти. В отличие от национальных стратегий и даже долгосрочных планов развития, миссия не может разрабатываться в интеллектуальных штабах и корректироваться в соответствии с меняющейся обстановкой. Миссия обретается народом, открывается в процессе развития общества, подчиняет социальную жизнь высшим смыслам, становится основой исторической преемственности. Великими и прославленными входят в историю те государственные лидеры, которые восприняли эту миссию и употребили свою власть в соответствии с национальным призванием. Напротив, отказ политической элиты от своей миссии всякий раз оборачивался национальной катастрофой.

Предназначение государственной власти тесно связано с тем судьбоносным выбором, который именуют цивилизационным. Именно такой характер носил выбор святого Владимира, и это без преувеличения позволяет назвать равноапостольного князя основателем Русской цивилизации. Именно принятие христианства и приобщение к сокровищнице византийской культуры дало возможность народу Руси созидать в дальнейшем собственные культурные ценности, и после гибели материнской цивилизации - Византии - обрести собственную цивилизационную идентичность.

Подробнее: Соборное слово XIX Всемирного русского народного собора по теме "Наследие князя Владимира и судьбы...

Дума приняла закон о неподсудности священных книг

mAMC1hawDpMГосдума в среду приняла сразу во втором и третьем, заключительном, чтении президентский законопроект, которым запрещается признавать экстремистскими материалами содержание и цитаты из Библии, Корана, Танаха и Ганджура.

Документ предусматривает поправки в федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", согласно которым "Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами".

В пояснительной записке к закону отмечается, что Конституция РФ гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

Кроме того, в документе есть ссылка на преамбулу закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которой "именно христианство, ислам, иудаизм и буддизм составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России".

"В связи с изложенным и в целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям законопроектом предлагается установить, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу упомянутых религий, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами", - подчеркивается в документе.

Первый замглавы фракции "Единая Россия" Сергей Попов, комментируя закон, отметил его принципиальную важность, "который поддержали все фракции".

"Мало того, я хотел бы отметить, что достигнут полный консенсус между главами всех религиозных конфессий России, которые поддержали данный законопроект", - сказал он.

Появление такого закона, заметил С.Попов, объясняется тем, что "сегодня появились случаи, когда, к сожалению, целый ряд недобросовестных людей и чиновников пытаются использовать изречения из основополагающих документов, на которых базируются все мировые религии, в различных целях".

По словам депутата, с учетом "необходимости сохранения нашего духовного, межнационального, межрелигиозного единства, очень важно поставить барьер для того, чтобы оградить и не дать возможности использовать в этих целях эти очень важные, дорогие для всех верующих в России священные писания".

"Мы с вами видим: сегодня в мире происходит немало случаев, когда попираются устоявшиеся нормы морали тех традиционных ценностей, на которых выросла европейская цивилизация. То есть запрещается целый ряд вещей, связанных с обычаями, традициями этих религий. И Россия в этом смысле - единственная страна, которая открыто говорит о необходимости защиты наших фундаментальных духовных ценностей", - сказал С.Попов.

"Важно как для верующих, духовенства, (так и) для всего нашего народа, что сегодня государство и президент как гарант Конституции видят эти проблемы и предлагают конкретные решения", - отметил парламентарий.

"ИЗВЕСТИЯ": "7 ноября может стать Днем памяти Романовых"

65 764 7957Правительство просят учредить День памяти династии Романовых - 7 ноября. С таким предложением к премьер-министру Дмитрию Медведеву обратился депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров. Парламентарий подчеркивает, что октябрьские события 1917 года не являются для исторического развития России позитивными, а расстрел царской семьи в 1918 году - легитимным. Петров уверен, что учреждение памятного дня будет способствовать гармонизации внутригражданского диалога ввиду спорного отношения к судьбе царской династии, а также преодолению политических и исторических противоречий.

Владимир Петров пояснил, что идея об учреждении особой даты появилась в связи с тем, что сегодня факты жизни святой семьи (была канонизирована Русской православной церковью в 2000 году) все чаще становятся предметом обсуждения не только на бытовом, но и на государственном уровне.

- Общество обсуждает возможность возвращения в страну потомков семьи Романовых из эмиграции и присвоения им особого правового статуса. Историки спорят о легитимности акта отречения от престола Николая II. Вся страна следит за новым витком в деле захоронения жертв Ипатьевской трагедии - в настоящее время правительственная комиссия работает над опознанием предполагаемых останков царевича Алексея и великой княжны Марии. 7 ноября должно стать Днем памяти царской семьи и всех пострадавших в ходе революционных событий 1917-1922 годов, - заявил депутат Заксобрания Ленобласти. - История России - более сложное переплетение фактов и событий, нежели трактовки историков марксистско-ленинского подхода. Надо признаться, что Октябрьская революция стала одним из самых разрушительных событий в мировой истории со времен краха Римской империи или Византии.

Как ранее сообщали "Известия", Следственный комитет возобновил расследование по уголовному делу о гибели членов Российского императорского дома и их свиты. Это уголовное дело было возбуждено в 1993 году в связи с обнаружением группового захоронения в окрестностях Екатеринбурга.

В августе 2015 года зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев (ЛДПР) направил обращение директору Государственного архива Сергею Мироненко с просьбой предоставить цифровые копии (электронные образы) архивных документов, необходимых для проведения независимой экспертизы подлинности Манифеста об отречении от престола императора Николая II от 2(15) марта 1917 года.

В июне 2015 года Владимир Петров предложил проживающим за рубежом представителям дома Романовых - княгине Марии Владимировне и князю Дмитрию Романовичу - вернуться в Россию. Позже депутат предложил узаконить императорский дом Романовых и выделить потомкам царской семьи резиденцию, упростить для них порядок получения гражданства, а также предоставить право безвизового въезда в Россию.

Роксана АВЕТИСЯН