Выставка, посвященная понятиям греха и искупления в авраамических религиях, открылась в Санкт-Петербурге

9 greshnikiВ Государственном музее истории религии открылась выставка «Святые грешники», посвященная центральным для авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама) религиозно-этическим понятиям греха и искупления, сообщает «Культура».

В иудейской традиции грехом считается нарушение одной из 613 божественных заповедей. Грех рассматривается как неотъемлемая часть человеческой жизни, а склонность к греху как свойство человеческой природы. Обозначающее грех слово с иврита переводится как «промах» или «выход за грань дозволенного», что отражает древнее по своему происхождению представление о поведении человека как правильном или неправильном, разрешенном или табуированном, запрещенном.

В христианском богословии понятие греха усложняется и оказывается неразрывно связанно с конечной целью человеческого бытия – обретением спасения. Грех рассматривается как духовная болезнь или состояние, противоречащее изначально безгрешному человеческому естеству, которое было утеряно Адамом и Евой в момент грехопадения. Уже в первые века христианства формируется представление о первородном грехе и греховности человеческой природы. В исламе, как и в иудаизме, понятие греха распространяется на умышленные поступки, запрещенные Аллахом и пророком Мухаммедом. Первое упоминание о грехе встречается в Ветхом Завете в книге Бытия, повествующей об убийстве Авеля Каином.

Таким образом, в отличие от других религиозных традиций три авраамические религии оперируют понятием греха не просто для обозначения выхода за пределы дозволенного. Грех – важная религиозно-этическая категория, обозначающая сознательное нарушение человеком установленного божественным Творцом миропорядка. Тем не менее, всеми авраамическими религиями признается возможность раскаяния и обретения не только божественного прощения, но и святости.

Выставка состоит из нескольких разделов. Первый посвящен понятию греха в авраамических религиях. Второй знакомит с образом искусителя, как его описывают тексты Священных Писаний и Преданий (Тора, Библия, Коран, богословские труды, апокрифы). Третий раздел выставки рассказывает о разработанных в христианстве, исламе и иудаизме способах «деактивации» греха (исповедь, епитимья, раскаяние, жертвоприношения во времена иерусалимского Храма, освобождение от клятв в Йом-кипур и т. д.). Четвертый раздел представляет «галерею святых грешников» (библейских персонажей, совершивших грех, но ставших святыми). Завершает выставку рассказ о посмертной участи человека (рай, чистилище, ад).

Отдельные разделы выставки будут посвящены понятию покаяния в разных религиях и представлениям о Страшном суде и жизни после смерти. Живопись и графика проиллюстрируют представления об искушении, грехе, покаянии и Страшном суде. На выставке представлено около 90 артефактов – среди них вериги аскетов, плети для самобичевания, индульгенция XIX века, амулеты и шамаили (в мусульманской культуре – изображение святынь или каллиграфическая надпись с именем Аллаха или цитатой из Корана).

В Москве состоялось заседание Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями

400000673.p6 февраля 2023 года в Администрации Президента Российской Федерации под председательством главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды состоялось очередное заседание Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями.

На заседании были рассмотрены вопросы реализации Указа Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», развития социально значимой деятельности в новых субъектах Российской Федерации, а также иные вопросы текущей повестки деятельности Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями.

В заседании приняли участие члены комиссии и приглашенные участники.

Папа Римский провел встречу с беженцами и экуменическую молитву за мир в Южном Судане

 

6 djubaПапа Римский Франциск встретился 4 февраля с несколькими тысячами беженцев в Джубе, где находился с апостольским визитом. В основном прибывшие в Зал свободы, где состоялось мероприятие, живут в трех лагерях беженцев, которые находятся под эгидой Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), сообщает ТАСС.

Эту поездку глава Римско-католической церкви совершил вместе с главой Англиканской церкви архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби и модератором генеральной ассамблеи Церкви Шотландии Иэном Гриншилдсом. Идея совместного паломничества мира в эту самую молодую страну мира возникла в 2019 году во время духовных упражнений в Ватикане. Все вместе они провели экуменическую молитву за мир, на которой присутствовало более 50 тыс. человек.

Понтифик назвал ситуацию в стране «гуманитарной трагедией». «К сожалению, в этой измученной конфликтом стране быть лишенным крова или беженцем стало коллективным опытом. Будущее не может формироваться в лагерях беженцев. Поэтому снова и снова обращаюсь ко всем сторонам с призывом прекратить конфликт, вернуться к мирному процессу, чтобы люди смогли жить достойно. Только в мире, стабильности и справедливости может происходить развитие и социальное единение», – сказал Франциск. Он поблагодарил представителей ООН за их усилия по помощи населению Южного Судана.

Как сообщил корреспонденту ТАСС глава офиса УКГВ в Южном Судане Джозеф Инганжи, в настоящий момент в базовой гуманитарной помощи, включая продовольственную, в стране нуждаются 9,4 млн человек.

Христианство пришло Южный Судан еще в VI веке с византийскими священниками, но потом практически исчезло и снова начало распространяться уже с волной новой евангелизации и миссионерства. Католической церкви принадлежит важнейшая гуманитарная роль в Южном Судане, где в помощи нуждаются две трети населения. Одной из главных причин бедственного положения в Южном Судане, официально оформившем свою независимость в 2011 году, является фактически не прекращающийся с 2013 года вооруженный конфликт на этнической почве.

 

Прошел круглый стол, посвященный социальному служению религиозных общин

atwgav3x6opetri5mx7c1awciwxjkgqp26 января в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата прошел круглый стол «Социальное служение религиозных общин — межконфессиональный обмен опытом».

В мероприятии приняли участие священнослужители и миряне из семи епархий Русской Православной Церкви, представители Римско-Католической, Древних Восточных Церквей, протестантских общин, государственных и церковно-общественных организаций.

Круглый стол прошел под председательством руководителя Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерея Максима Плетнева. Координатор мероприятия — сотрудница ОВЦС М.Б. Нелюбова.

Во время круглого стола с докладом «Социальное служение как жизненная потребность и образ жизни христианина» выступил епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской, президент Фонда поддержки христианской культуры, науки и образования К.В. Бендас. Он рассказал о своем опыте социального служения, которое началось в начале 1990-х годов. На протяжении многих лет К.В. Бендас был председателем координационного совета реабилитационных служений РОСХВЕ. Один из первых центров социальной реабилитации для наркозависимых в России открылся в 1995 году, а несколько лет назад насчитывалось уже около 500 стационарных центров реабилитации, подконтрольных разным протестантским объединениям.

Оглядываясь на почти 30-летний опыт работы в этой области, К.В. Бендас рассказал об успехах и ошибках в этом служении. Он также отметил, что силами одних лишь стационарных реабилитационных центров религиозных общин решить проблему помощи зависимым людям невозможно: по разным данным в стране несколько миллионов наркопотребителей. «Наркотики сменяют друг друга, постоянно усугубляется их разрушительное воздействие на человека, а мы не в состоянии решить эту проблему только силами своих реабилитационных структур; наш потенциал гораздо меньше, чем современные вызовы… Сегодня необходимо каждого верующего научить социальному служению, научить его отдавать свое время и силы тем, кому он сможет помочь и послужить. Мы знаем из Священного Писания, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20.35), не служа другому не станешь счастливым».

Подробнее: Прошел круглый стол, посвященный социальному служению религиозных общин

Председатель ОВЦС посетил Министерство по делам вакуфов Сирии

5l4amflt1ixvwtwgnq22 января в ходе пребывания в Сирии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Антоний встретился в Дамаске с министром по делам вакуфов Сирийской Арабской Республики шейхом Абд Ас-Саттаром Саидом. На встрече присутствовали Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X, иерархи Антиохийского Патриархата митрополит Алеппский и Александреттский Ефрем и епископ Селевкийский Роман, члены делегации Русской Православной Церкви советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока архимандрит Филипп (Васильцев) и помощник председателя ОВЦС священник Александр Ершов, Чрезвычайный и Полномочный посол России в Сирии А.В. Ефимов, исполнительный директор Фонда поддержки христианской культуры и наследия Е.И. Скопенко, руководитель Центра детской реабилитации и протезирования Наср-Аллах Хассан Фаез.

В беседе, прошедшей в тёплой дружеской атмосфере, обсуждались вопросы межрелигиозного взаимодействия, а также гуманитарной помощи, оказываемой Российской Федерацией и религиозными общинами России народу Сирии.

Министр вакуфов назвал благословенным этот день, в который состоялось освящение Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X двух православных храмов, разрушенных вследствие военных действий и ныне восстановленных.

Он попросил передать слова благодарности Президенту Российской Федерации и российской армии «за все, что вы для нас делали, встав с нами плечом к плечу в борьбе с мировым терроризмом».

Подробнее: Председатель ОВЦС посетил Министерство по делам вакуфов Сирии