Празднование в честь образа Пресвятой Богородицы «Иверская» (Вратарница) совершает Церковь 25 февраля. Иверская икона Божией Матери прославилась на Афоне. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон обратился к архимандриту Иверского афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона в сопровождении афонских монахов прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви — Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
Тверским Афоном называют мужской монастырь в Твери, посвящённый святителю Николаю Чудотворцу. Николо-Малицкий монастырь придерживается афонского устава, который был составлен древними святогорскими отцами, и одновременно стремится сохранить русскую дореволюционную практику.
Накануне праздничного дня, 24 февраля, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил в Покровском храме обители всенощное бдение (агрипнию) по афонскому уставу.
У дверей монастырского храма архипастыря встретил наместник монастыря игумен Борис (Тулупов). Правящий архиерей облачился в мантию, приложился к праздничной иконе и занял место в архиерейской стасидии.
За богослужением в монастыре не используется электричество, и вся служба совершается только при свечах. Чем торжественнее церковный праздник, тем больше свечей возжигается на светильниках. Всего в храме 190 свечей и 7 видов светильников, каждый из которых бывает задействован за богослужением в своё время.
Митрополит Амвросий прочитал предначинательный псалом, молитвы «Сподоби, Господи» и «Ныне отпущаеши». Перед пением «Свете Тихий» архиерей благословил малый вход из стасидии.
На праздник в храме развешиваются богатые бархатные пелены, устанавливаются праздничные лампады.
В малом облачении и греческой мантии митрополит прочитал Евангелие.
Утром 25 февраля митрополит Амвросий совершил в монастыре Божественную литургию. По афонскому уставу, до начала Литургии монах, облачëнный в мантию, обошёл монастырь и ударами в деревянное било (талантон) созвал всех в храм на молитву. По преданию, таким способом праотец Ной созывал животных в ковчег. Затем монах ударил в железное било (сидерикон), а после прозвучал короткий звон на колокольне, по случаю праздника.
Вдоль стен всего храма в стасидиях расположились монахи и миряне. Благодаря такому распределению в храме поместилось большое количество людей, при этом не было суеты и шума. Стасидия — деревянное кресло с высокими подлокотниками, в котором можно, в зависимости от важности момента службы, сидеть, полусидеть или стоять.
После Евангельского чтения митрополит Амвросий обратился к предстоящим людям с проповедью:
«Сидеть у ног Господа и слушать Его слова, как Мария из Вифании, — разве это не главное желание и не главный смысл нашей жизни? Хотя и служение Марфы, служение ближнему, забота о том, чтобы он был накормлен, принят должным образом, чтобы он не имел ни в чём нужды, — тоже, безусловно, важно. Обе служат Богу, обе дополняют друг друга, но Марию, сидящую у ног Его, Господь ободряет больше. Она предана Христу и не желает отступать от Него даже для того, чтобы Ему уготовить трапезу.
Это так похоже на нашу жизнь, в том числе жизнь церковную. Нам порой кажется наиболее важным сделать внешне понятные вещи — построить храмы, устроить приходской и монастырский быт, сделать наши богослужения благолепными. И это очень хорошо, с одной оговоркой: часто такие заботы отвлекают нас от самого главного — от того, чтобы внимать словам Господа и верно сидеть у Его ног. Ведь Он не нуждается ни в наших храмах, ни в наших богослужениях или церковных делах, если они становятся самоцелью и отдаляют нас от Него. Но Он хочет нашей любви, нашей внимательности, нашей сосредоточенности на вещах главных, внутренних, “едином на потребу”».
За богослужением возносились особые молитвы о прекращении эпидемии коронавируса, о врачах и больных, о мире и любви среди людей.
В важнейшие моменты Литургии, такие как Херувимская песнь, молящиеся низко кланялись. Братья вручную приводили в движение паникадила, подвесные лампады и хорос — главное украшение Покровского храма. Греческий хорос — огромный десятигранный латунный обруч, скреплённый двуглавыми орлами, свисающий на длинных цепях из-под купола — уставлен свечами, которые возжигаются только по воскресным дням и праздникам. Вращение церковных светильников имеет глубокий духовный смысл, связывающий их с движением звёзд в космосе, славящих своего Создателя.
Главным украшением монастырских служб в Николо-Малице является византийское пение, которому придаётся особое значение.
Во время пения Херувимской песни владыка помянул о здравии и об упокоении тех, за кого накануне через сайт епархии были поданы просьбы о поминовении, вынимая за каждое имя частицы из просфор. В сегодняшний день тезоименитства Святейшего Патриарха Алексия II о упокоении его души были вознесены заупокойные молитвы.
После богослужения митрополит Амвросий преподнёс в дар монастырю частицы мощей преподобного Иосифа Исихаста и преподобного Ефрема Нового, Нео-Макринского, чудотворца.
Затем глава митрополии вручил удостоверения о прохождении программы «Основы духовно-нравственной культуры» и свидетельства об окончании курсов «Основы Православия» приходским церковнослужителям храмов епархии. Удостоверения получили: иерей Димитрий Кульков, М. В. Симора, Ж. Т. Викторова, Т. Н. Коновалова, А. С. Решетняк, Е. О. Фомина, А. С. Швецов. Свидетельства получили: иерей Андрей Гуров, Е. В. Манушина.
После награждений митрополит Амвросий поздравил прихожан с праздником и вручил каждому книгу Н. В. Гоголя «Размышления о Божественной литургии» на молитвенную память.
Справочная информация:
На Литургии митрополиту Амвросию сослужили: игумен Борис (Тулупов), священник Виталий Симора, иеромонах Марк (Святогоров), протоиерей Григорий Лонгвиненко, священник Андрей Гуров, священник Димитрий Рябов, диакон Иоанн Зорин, диакон Виталий Новицкий, диакон Георгий Шабалов, диакон Игорь Азанов, диакон Сергий Дроздов.
За богослужением пел Византийский хор Малицкого монастыря «Аксион Естин» под управлением протопсалта и регента Всеволода Бабицкого.
Богослужение всегда было и продолжает оставаться центром всей монашеской жизни. Основное делание монаха — молитва, которая первенствует среди всяких других дел в общежитии. Прообразом церковного богослужения на земле является небесная Литургия, непрестанное славословие ангелов на Небе. Поэтому каждый раз, участвуя в церковной службе здесь на земле, мы уподобляемся огненным серафимам и многоочитым херувимам, воспевающим Создателя на Небесах.
***
История возрождения Николаевского Малицкого монастыря на рубеже второго и третьего тысячелетий от Рождества Христова являет собой пример очевидного проявления Божьего Промысла, направляющего деяния очень разных людей, зачастую не ведавших, какому именно делу они служат. Братия монастыря пока ещё немногочисленна, но трудников и паломников в монастыре становится всё больше.
Избранный монастырем устав максимально, насколько это возможно в российских условиях и с учётом близости большого города, приближается к уставу афонских монастырей. Здесь регулярно совершается весь суточный круг богослужений: начиная с 6 часов утра последовательно служатся полунощница, утреня и Литургия, а с 17 часов — вечерня и повечерие. Перед большими праздниками совершаются ночные бдения, длящиеся с 22 часов до 4 часов утра.
Нельзя не отметить, что продолжительность и суровость монастырских служб не только не отталкивает прихожан, но, напротив, привлекает многих верующих.
Особое значение придаётся пению. В 2006 году при возрождающемся монастыре был создан кружок византийского пения. Древние византийские распевы исполнены сурового аскетического духа и заметно отличаются от более чувственного партесного пения. Пение осуществляется не по обычным нотам, а по старинным крюкам или невмам.
Византийский хор при монастыре получил название «Аксион Естин». Миссия хора — нести афонскую традицию византийского пения, дополняя тем самым общий устав Николо-Малицкого монастыря. Поскольку богослужения в обители совершаются по святогорскому чину, песнопения исполняются на славянском и древнегреческом языках. Хоровой коллектив сложился по инициативе игумена Бориса, который собрал немало певчих, в том числе проживших на Святой Горе и впитавших в себя традицию византийского афонского богослужения. Русский византийский хор Малицкого монастыря своим служением вносит малую лепту в укрепление единства мирового Православия.
Возродившийся Николаевский Малицкий монастырь становится весьма заметным духовным центром Тверской епархии, возрождающим древний дух благочестия и строгого монастырского служения.
В монастыре действуют столярная и иконописная мастерские. Круглогодично проводятся экскурсии для паломников по территории монастыря. Работает благотворительная столовая, которая кормит до 150 человек по воскресным и праздничным дням.
Также обитель помогает зависимым людям вернуться к здоровой жизни, здесь осуществляет работу общество трезвости — социально-реабилитационная группа доверия и помощи «Трезвичи». Проводятся еженедельно молебны, беседы с алко- и наркозависимыми и их родственниками, совершаются выезды на благотворительные мероприятия в г. Тверь, паломнические поездки.
В рамках послушаний Николаевский Малицкий монастырь подготавливает к изданию книги, чтобы помочь современному человеку лучше узнать свои традиции, историю Церкви и величие Православия. Издательская программа обители включает в себя духовные, исторические, научные и художественные издания.
Пресс-служба Тверской епархии