IMG 9 430В Общественной палате РФ 18 августа прошел обучающий семинар «Меры государственной поддержки религиозных организаций в период пандемии COVID-19 и их участие в конкурсных процедурах по предоставлению субсидий и дальнейшего включения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО)».

По данным Минюста России, по состоянию на 30 июня 2021 года на территории РФ зарегистрировано 31 739 религиозных организаций более чем 60-ти деноминаций, из них 629 — централизованные религиозные организации, 29 753 — местные религиозные организации, 178 — духовные образовательные организации, 524 монастыря, 655 иных религиозных организаций. В 20 863 религиозных организациях создано 383 социально ориентированных НКО. Такие данные озвучил председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин.

«Религиозные организации приняли необходимые меры для обеспечения эпидемиологической безопасности верующих, прежде всего ограничили посещение культовых объектов. При этом как федеральные органы власти, так и органы власти субъектов при реализации этих мероприятий стремились максимально сохранить и обеспечить конституционное право на свободу совести, вероисповедания. Солидарность религиозных лидеров, оперативное взаимодействие профильных консультативных структур при органах государственной власти, общественных институтов, общность подходов к разрешению вопросов реализации прав верующих, социальная поддержка граждан, благотворительность и волонтерство в период пандемии стали одной из основ дальнейшего развития гражданского общества. Благодаря усилиям правительства, общественности, в том числе федеральной Общественной палаты, региональных и местных общественных палат был разработан и осуществлен комплекс мер по поддержке социально ориентированных организаций и объединений», — поделился Владимир Зорин.

Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, отметила роль религиозных организаций, которые наряду с другими некоммерческими организациями помогали гражданам в период первой волны пандемии, хотя и сами столкнулись с трудностями. Она напомнила, что в тот период некоммерческим организациям, включая религиозные, были оказаны серьезные меры поддержки, прежде всего освобождение от уплаты налогов и страховых взносов во втором квартале прошлого года. Многим организациям это позволило сэкономить значительные средства и направить их на основную деятельность.

«Одна из существенных мер поддержки сохранилась и сегодня — это возможность для юридических лиц, осуществляя пожертвования в адрес НКО, в том числе религиозных, получать налоговый вычет. Для многих компаний это стимул такие пожертвования делать. Это относится к тем организациям, которые были включены в реестры Минэкономразвития, и большая часть действующих, активно работающих организаций в эти реестры вошли. Сегодня некоммерческому сектору уделяется все больше внимания со стороны государства, и мы рассчитываем, что мер поддержки тоже будет больше, а создание единого реестра СО НКО положит основу целостной системе поддержки некоммерческого сектора. Мы также надеемся, что этот реестр позволит ясно увидеть всю картину: сегодня нам не хватает информации о том, по каким направлениям сколько организаций работает, сколько в них сотрудников и волонтеров», — сказала Елена Тополева-Солдунова.

Она также отметила, что многие религиозные организации преуспели в освоении рынка социальных услуг: «Сейчас расширяются возможности, чтобы не просто эти услуги оказывать, но и становиться государственными поставщиками и получать поддержку из госбюджета. Это важный фактор долговременной устойчивой работы. Мы не делаем различия между религиозными и светскими организациями — стараемся помочь всем, чтобы вы выходили на государственный рынок и работали наряду с государственными организациями».

Существенную поддержку инициативам некоммерческого сектора, по словам Тополевой-Солдуновой, оказывает Фонд президентских грантов, но это не единственный источник грантовой поддержки проектов НКО, в том числе религиозных организаций.

«Недавно был создан Фонд поддержки культурных инициатив — религиозные организации тоже могут подавать туда заявки, это можно и нужно делать. Кроме того, практически в каждом субъекте есть региональные программы поддержки, многие из них софинансируются Фондом президентских грантов. Осуществляется поддержка НКО по линии различных ведомств как федеральных, так и региональных, в том числе в рамках реализации нацпроектов. Возможностей для поддержки много. Нужно интересоваться, находить эту информацию и выяснять, как можно вписаться в тот или иной конкурс или в систему оказания услуг. Возможностей много, надо только умело ими пользоваться», — сказала она.

Ответственный секретарь Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями Вадим Квятковский обратил внимание, что традиционные крупные религиозные организации активно реализуют социальные, культурные, информационные, просветительские проекты и предложил сформировать критерии для оценки таких проектов и определить круг экспертов, которые могут их оценивать.

«Религиозные организации используют тот арсенал средств, которого нет у других некоммерческих организаций. Я говорю об обращении к религиозным смыслам. Но, когда религиозные организации обращаются к органам исполнительной власти за поддержкой, нередко они сталкиваются с вполне объяснимым непониманием этой специфики. Специалисты не видят какие-то внутренние механизмы, доступные только религиозным организациям. Ясно, что для оценки таких программ необходимы определенное образование и опыт, поэтому встает вопрос о том, кто является экспертами при оценке проектов деятельности религиозных организаций. А формирование подходов к оценке таких программ позволит избежать необоснованных отказов в поддержке», — отметил он.

Татьяна Петрова, главный советник Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства Российской Федерации, рассказала, что 1 января 2022 года вступает в силу постановление Правительства РФ «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций», которое утверждает порядок вхождения в реестр. Появление такого реестра позволит сосредоточить все вопросы государственной поддержки на едином информационном ресурсе и мотивировать НКО включаться в него, убеждена она.

Татьяна Петрова также обратила внимание, что если НКО не соответствует ни одному из критериев включения, то у органов исполнительной власти субъекта РФ есть возможность предложить свой отличительный критерий для включения организации в реестр. Что же касается участия ОП РФ и региональных общественных палат, то на сегодняшний день оснований для такой деятельности недостаточно, поэтому необходимо внести поправки к законодательству об общественных палатах, расширив их полномочия в этом направлении.

По словам заместителя начальника отдела развития сферы некоммерческих организаций Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Марины Бровцыной, на данный момент в действующие реестры СО НКО входит порядка 39 тысяч организаций, из них 830 религиозных. Эти религиозные организации — получатели средств бюджета РФ; получатели президентских грантов; организации, входящие в реестр поставщиков социальных услуг; организации, входящие в реестр исполнителей общественно-полезных услуг; частные образовательные организации, осуществляющие деятельность на основании лицензии, и для которых эта длительность является основной; благотворительные организации, предоставившие в Минюст России отчет за последние два года. Эти критерии, подчеркивает представитель Минэкономразвития России, сохранятся и в едином реестре СО НКО.

«Уже сейчас мы готовим базу для единого реестра. На данный момент предоставлено право уполномоченным лицам во всех субъектах РФ через единый портал Госуслуг вносить в реестр организации, которые в 2021 году получили субсидии. Такой же доступ дан Минюсту России и Рособрнадзору. Минэконом не принимает решения вносить или нет организацию в реестр, такое решение принимает только уполномоченный орган власти», — уточнила Марина Бровцына.

Как разработать проект и создать заявку, которая позволит получить грант, рассказала Анна Никифорова, руководитель Департамента обучающих программ Фонда президентских грантов. Спектр грантовых направлений достаточно широкий, и практически в каждом из них участие принимают и религиозные организации. Анализ показывает, что наибольшей популярностью у религиозных организаций пользуются такие направления, как социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, сохранение исторической памяти, поддержка проектов в области науки, образования и просвещения, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, подчеркнула она.

Особое внимание Анна Никифорова обратила на правильность оформления заявки: «Мы поддерживаем не идеи проектов, а проработанные проекты».

Выступление представителя Фонда президентских грантов вызвало оживленную дискуссию: участники семинара обратили внимание на слишком жесткие требования фонда, а также на то, что при рассмотрении заявок не всегда учитывается специфика религиозных организаций. Например, многие из них участвуют в программах ресоциализации граждан, в основном это духовные беседы, и обосновать необходимость бюджетирования такой работы в заявке на грант бывает непросто. Решением могло бы стать создание фонда поддержки религиозных инициатив.

С таким мнением не согласен заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов: «Я открыл сайт Фонда президентских грантов и нашел проект победителя конкурса “Исламская реинтеграция заключенных 2.0”. В соответствии с этим проектом представители духовенства ходят в места лишения свободы и учат людей Корану. На эту деятельность выделено 2,7 миллионов рублей. Если проект не получил грантовую поддержку, надо смотреть, что не так в самом проекте, а не искать заговор».

О том, что качество заявок не всегда соответствует нужному уровню, сказал и заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Альбир Крганов: «В качестве рекомендаций могу предложить религиозным организациям в регионах не в одиночку, а совместно с вузами реализовывать такие проекты. С одной стороны, от религиозной организации есть инициатива, добрая воля, умение, а ребята, которые учатся в вузах, помогали бы с оформлением и продвижением данных проектов. Это было бы полезно и помогло бы привлечь молодежь к такой работе».

Кроме того, участники семинара высказались за совершенствование нормативной базы, регулирующей деятельность некоммерческого сектора в целом, так как, по их мнению, религиозные организации ущемлены в своих правах по сравнению с другими НКО.

«Все прозвучавшие предложения будут учтены в рекомендациях ОП РФ и направлены в субъекты, куда и должен переместиться центр данной работы», — подытожил результаты семинара Владимир Зорин.    

По материалам ОПРФ