IMG 9470Общественные слушания на тему: «Духовная безопасность в общественном и религиозном измерении» прошли 27 августа в Общественной палате РФ.

В июне текущего года Владимир Путин подписал указ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», определяющей национальные интересы и стратегические национальные приоритеты. В числе основных задач национальной безопасности, в том числе названо противостояние национализму, ксенофобии и религиозному экстремизму.

«Мы живем в очень турбулентное время. Страна окружена недругами, идет идеологическая и информационная атака, в том числе, в отношении разжигания межнациональной и межрелигиозной розни», — подчеркнул первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин, открывая общественные слушания.

Он напомнил, что во все времена в России было большое количество наций, которые жили дружно: «Сегодня многими радикальными группировками не в силу того, что они настолько проникнуты религиозными учениями, а в силу своих исключительно политических интересов, разыгрываются отдельные положения религиозных учений, которые вольно интерпретируются, и на основании этого формируются некие теории об исключительности, превосходстве и т.д. Мы, к сожалению, в 90-е годы воочию наблюдали эти процессы в нашей стране. Но больше всего злит и раздражает наших недругов, что в России восстанавливаются нормальные межнациональные и межрелигиозные отношения. Еще на рубеже 19–20 века у нас был создан уникальный, четкий механизм, регулирующий эти отношения, позволяющий не доводить до черты раскола, за которой могут пойти совершенно неконтролируемые процессы».

По мнению председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимира Зорина, Стратегия национальной безопасности дает ответы на все новые риски и вызовы и расставляет приоритеты в работе, в том числе Общественной палаты РФ: «Что особенно важно, национальная безопасность рассматривается в самом широком смысле, включая гуманитарные проблемы и духовно-нравственное состояние нашего общества. Документ исходит из необходимости развития гражданского общества, поддержки социально-значимых инициатив, поддержки институтов гражданского общества и населения органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать взрыв социальной напряженности».

Он также напомнил, что в стране зарегистрировано 31,6 тысяч религиозных организаций и объединений 60 деноминаций — практически вся мировая палитра; действует более 10 тысяч активных НКО, занимающихся этнокультурной тематикой, вопросами укрепления мира и согласия; создано 1300 национальных культурных автономий для 76 народов из 193 населяющих Россию. Этот значительный сектор может внести достойный вклад в реализацию стратегии, убежден Владимир Зорин.

Советник департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Павел Костылев считает, что необходимо ориентировать общество на то, что внутренние переживания верующего человека об истинности своего духовного пути не могут и не должны отменять важности диалога с теми, кто идет по пути добра другими способами.

В принятой в 2020 году Стратегии развития ислама и мусульманских организаций в России до 2035 года отмечается защитно-охранительная роль ислама как системного, социального и духовного явления, определяющего мировоззрение и образ жизни, поведение и быт мусульман, рассказал заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов.

«Ислам и его традиции, ценности и духовность защищают мусульманский мир, препятствуют разложению и разрушению классических ценностей, большая часть которых совпадает с традициями российских духовно-нравственных ценностей. Это наш вклад в обеспечение духовной безопасности России», — поделился он.

Альбир Крганов также отметил, что в обеспечении духовной безопасности трудно переоценить роль межрелигиозного диалога, воспитание высокой культуры межнациональных, межрелигиозных отношений.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Лагкуев предложил обратиться к представителям Общественных советов силовых органов — именно силовые структуры, профессионалы, получающие деньги за свою работу, должны обеспечивать безопасность населения, считает он: «Они могли бы принимать участие в таких заседаниях. Вспоминается Сирия и слова нашего Президента, что надо с терроризмом покончить за пределами нашей сраны. Это актуально и сейчас на фоне событий в Афганистане».

Михаил Аничкин поддержал коллегу и напомнил, что в России есть еще и негосударственная сфера безопасности (НСБ) — это больше 3,5 млн чел, которые трудятся в различных секторах охранной отрасли и на 80 процентов сами выходцы из силовых структур.

«До сих пор НСБ не рассматривается государством как сила и средство, как мощный вспомогательный инструмент наших силовых структур. Мы работаем над этим и пытаемся убедить наши правоохранительные органы и силовые структуры, что главное в эффективности выявления, предупреждения и пресечения противоправной деятельности — это взаимодействие силовых структур и населения», — сказал он.

Член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Валерий Васильев обратил внимание, что нет ни одного документа, который бы регламентировал применение Стратегии национальной безопасности. А ведь действие стратегии, по его мнению, должно распространиться на такие важные сферы, как патриотическое воспитание; сохранение русского языка, объединяющего народы России; национальные культурные автономии, которые иногда работают слишком обособленно, ведут к расслоению общества на культурно-национальные ячейки, и т.д. «Надеюсь, что стратегия позволит выработать систему организационно-правовых мер, чтобы расставить все точки над “i”», — говорит Васильев.

Для того чтобы активнее формировать общественное мнение, член ОП РФ предлагает больше привлекать к решению вопросов духовной безопасности граждан России региональные общественные палаты, которые, как считает он, должны быть центрами координации общественности на местах.

С ним согласен член Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, глава Российского объединенного Союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский. «Надо проводить не круглые столы и семинары, а встретиться с разработчиками Стратегии. Пусть они объяснят, что имеется ввиду. Пока здесь слишком общий контур обозначен, даже не нарисованы красные линии. А нужен принципиальный подход», — убежден он.

Важной темой обсуждения стала подготовка к Всемирной конференции по межрелигиозному и межэтническому диалогу, запланированной на май 2022 года. Прозвучали предложения обсудить возможность участия членов ОП РФ в мероприятиях конференции, в том числе для того, чтобы рассказать об истории российского гражданского общества, поделиться опытом работы ОП РФ.

Член Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Иван Абажер обратил внимание на огромный опыт участия крымчан в международных мероприятиях, их умение вести конструктивный диалог, в том числе, по проблемам духовной безопасности. «Мы готовы делиться опытом», — сказал он.

Также эксперты обратили внимание на усиление русофобской риторикой в некоторых зарубежных СМИ и на различных международных площадках и поддержали действия государства и правоохранительных органов по пресечению деятельности деструктивных религиозных организаций и сект. Они также поддержали присвоение статуса иноагента организациям, ведущим информационную пропаганду, стремящимся дестабилизировать политическую ситуацию в стране.

Среди предложений экспертов — обсуждение образа будущего России; проведение образовательных, научных практик по проблемам духовной безопасности для экспертов, общественных деятелей, членов региональных общественных палаты из российских регионов.

ОПРФ