Про Масленицу в сети можно найти всё – от рецепта блинов до полной демифологизации праздника. Некоторым до сих пор интересно спорить, насколько этот праздник языческий и насколько христианский.
Отдельного внимания стоит осмысление Масленицы как сурового аналога фестиваля burning man, проходящего каждый год в пустыне Блэк-Рок в Неваде. Не верите? Посмотрите хотя бы на то, что в масленичную неделю творится в Никола-Ленивце.
Масленица – это время масла. В церковном календаре это мясопустная неделя, то есть время между воспоминанием о Страшном суде и Прощёным воскресеньем, когда мясо православные уже есть перестали, а вот молочное пока оставили. Отсюда и масляные блины всех видов и в целом объедение поперёк пуза – молочная река, кисельные берега.
Другими словами, вся эта блинная истерия вкупе с ярмарками, скоморошеством и бурным весельем – это своего рода заговенье на пост. Попытка наесться и повеселиться впрок. Глупость? Конечно, но кому это чуждо?
Никаких языческих знаков солнца в виде блина и сожжения чучела, идолища русской зимы, в истории праздника мы не найдём. Это всё напластования позднего времени, за этим нет традиции. Блины раньше пеклись из тёмной муки, никакого золотого оттенка там и в помине не было. Да и сейчас никто про эти аналогии не вспоминает. А чучело – это советская придумка. Интересно, что Масленица – это единственный народный праздник, который советская власть не стала отменять. Просто немного поработали труженики культмассовой индустрии – и получилось то, что получилось. Сперва всем как-то было просто не до неё, а потом – уже где-то после войны – она превратилась в проводы русской зимы. В конце 1950-х, когда Георгий Маленков был председателем Совета министров и решил как-то подкормить оголодавшее население Советского Союза, на прилавках в городских магазинах появились продукты, а в народе поговорка: «Пришёл Маленков – поели блинков!». То есть блины – это скорее символ изобилия и сытости.
А вот взятие крепости, снежковые баталии и кулачные бои были и до революции. Ведь, как говорилось ранее, это время между Страшным судом и Прощёным воскресеньем на пороге Великого поста. Поэтому всё надо было выплеснуть, все обиды оставить на поле боя и просвещённым, с фонарём под глазом, вступить в строгие чертоги поста.
Вот и получается, что вся масленичная феерия – это не более чем народная рефлексия на церковную традицию. Это не хорошо и не плохо. Это нормально. Бузить христианам на языческие повадки собственного народа не заповедано. Обижаться и морализировать – тем более.
Этот опыт похож на то, как дети учатся говорить. Это смешит и радует. Проблемы очевидны тогда, когда ребёнку уже к сорока, а он по-прежнему говорит, агукая. Поэтому церковь не ходит крестовым походом против масленичных капищ, но занимает скорее просветительскую позицию.
Точнее, должна занимать. Это не всегда здорово выходит. И тогда мы читаем новостные заголовки: «Россияне запустят в космос блины и проведут крестный ход на мотопарапланах»; «Врач рассказал, как избежать блинного передоза на Масленицу»; «Как сходить к тёще на блины и не отравиться». А по телевизорам нам показывают великие и ужасные блины на лопатах.